работа над собой — главная инвестиция в Xxi веке
Что такое боссинг и реально ли с ним бороться?
Любой человек, который работает в подчинении, хотя бы раз в жизни чувствовал на себе давление со стороны руководства. Из-за жёсткой критики и едких замечаний иногда может казаться, что начальник испытывает личную неприязнь, поэтому нагружает бесполезными или трудновыполнимыми задачами, придирается и разговаривает в грубой и резкой манере. Бывает сложно определить: то ли начальник действительно недолюбливает именно нас, то ли просто придерживается жёсткого стиля управления. А может, это и вовсе боссинг.
Как отличить боссинг
От обычной личной неприязни боссинг отличается тем, что включает в себя систематические и намеренные действия руководителя против конкретного сотрудника. Это не случайные конфликты, а целенаправленные попытки уничтожения его репутации и самооценки. Боссинг может проявляться в форме изоляции, уничижительных комментариев, задач, не соответствующих квалификации сотрудника, и даже физического или психологического насилия.

Важно понимать, что именно скрывается за действиями вашего начальника. Несдержанность, излишняя эмоциональность и вспыльчивость могут быть проявлением темперамента. Одно дело, когда руководитель — незрелая личность, которая вымещает свои комплексы и травмы на подчинённых. Например, он сам мог быть жертвой буллинга в школе и теперь отыгрывается на вас. Агрессия в данном случае — это защитная реакция на страх и неуверенность в своих силах.

Совсем другая история — руководитель с авторитарным стилем управления. Внешне его можно принять за боссинг, поскольку он характеризуется высокой степенью контроля и диктата со стороны руководителя, при котором сотрудники часто испытывают давление и стресс. Такой стиль управления часто критикуется за отсутствие гибкости.
В истории немало примеров «своенравных гениев», которые сделали свои компании успешными и знаменитыми в том числе за счёт жёсткой политики. Такова героиня Мерил Стрип в фильме «Дьявол носит Prada».

Прототипом Миранды Пристли стала главный редактор американского издания журнала Vogue Анна Винтур. И хотя на самом деле Винтур не швыряла сумки и пальто — об этом написал креативный директор Андре Леон Телли в своей книге «Мои шифоновые окопы» — за требовательность, холодность и жёсткость её прозвали «железной леди». Многие сотрудники не смогли работать под её началом и перевелись в другие издания.
Анна Винтур
В фильме также показан пример боссинга со стороны сотрудника. Так, Эмили, старшая ассистентка Миранды Пристли, не только не настроена помогать своей новой напарнице Андреа Сакс, но и постоянно унижает и высмеивает героиню Энн Хэтэуэй перед Мирандой и другими сотрудниками журнала. Андреа не реагирует на колкости, а постепенно вникает в работу, учится и просит Найджела помочь ей с гардеробом. Она искренне переживает, что Эмили попала в больницу и не смогла поехать на неделю моды в Париж. А когда Андреа отдаёт Эмили все наряды, привезённые оттуда, сердце Эмили смягчается — уже новому ассистенту она характеризует Андреа как неоценимого работника.
Кадр из фильма «Дьявол носит Прада» (2006)
Где может встречаться боссинг

Авторитарный стиль управления может быть продиктован конкурентной средой: по-другому компании просто не выжить. Та же Анна Винтур была строгой по отношению не только к своим работникам, но и к самой себе, а также своим конкурентам.

Боссинг же в чистом виде может встречаться в организациях с низкой корпоративной культурой, где отсутствует ответственность начальства перед сотрудниками. Он возникает в ситуациях, когда руководители чувствуют угрозу со стороны сильных и компетентных подчинённых.

Как бороться с боссингом

Чтобы справиться с начальником-тираном, стоит учиться разбираться в людях. Если мы умеем считывать невербальные сигналы: мимику, жесты, настроение человека — то точно будем знать, когда можно к нему обратиться, а когда лучше подождать.

Зная характер и темперамент, понимая мотивы поведения начальника, можно найти к нему подход. Например, для некоторых руководителей важно уважение и признание их авторитета. К таким можно подобрать ключ через просьбы поделиться мнением и дать совет.

Профессор психиатрии Гарвардской медицинской школы Хелен Рисс в своей книге «Эффект эмпатии. 7 ключей к сверхъестественной проницательности» советует развивать эмпатию — именно она поможет быстрее и эффективнее выстроить любые отношения — как личные, так и деловые.

Важно уметь контролировать свои эмоции, не реагировать зеркально на хамство, относиться к начальству уважительно и соблюдать субординацию. Защищать себя от нападок нужно, но делать это аккуратно, чтобы не усугубить конфликт. При таком стиле общения удастся найти подход даже к самому жёсткому руководителю.
Кадр из фильма «Стажер» (2015)
Рекомендуем так же