Критическое мышление — это способность анализировать, оценивать и интерпретировать информацию и данные, поступающие к нам из различных источников. Это процесс, который позволяет нам принимать обоснованные решения и делать выводы на основе фактов и аргументов.
Развитие критического мышления стало образовательной целью в начале ХХ века. Сформулировал это понятие американский философ Джон Дьюи, который утверждал, что критическое мышление должно формироваться в школе, представляя огромную ценность и для отдельной личности, и для общества в целом. В книге «Как мы мыслим», которая вышла в 1910 году, он стремился показать, насколько родственны между собой детское любопытство, воображение и любовь к экспериментам.
С помощью критического мышления мы формируем собственное мнение и отстаиваем личную позицию. Слово «критическое» иногда предполагает негативное отношение к чему-либо, например: «Меня раскритиковали» или «Они отнеслись критически к моим достижениям». Но когда мы что-либо оцениваем, то наша оценка должна носить конструктивный характер, то есть содержать и положительные моменты, и отрицательные.
Мыслить критически — значит оценивать, насколько правильно то, что мы делаем. Критическое мышление — это и ход наших рассуждений, которые привели нас к решению, оно нацелено на получение желаемого результата.