работа над собой — главная инвестиция в Xxi веке
интервью с участниками программы
Black square exclusive

«Для меня помогать людям важнее, чем зарабатывать»

Саният Санали,
молодёжный тренер, предприниматель,
основатель бренда SANALI, г. Махачкала
Саният Санали, молодёжный тренер, владелец бизнеса по производству детских горок и домиков в Махачкале — о доброте и порядочности в бизнесе.

София Ангеловская
Специалист клиентской службы Black Square Group
— Здравствуйте, Саният. Расскажите про свои первые шаги в бизнесе: кто вам помог? Кто помешал, возможно? Какие уроки вы вынесли из первого года своей деятельности?

Саният Санали
― Я всегда хотела заниматься именно бизнесом, хотя то, что у меня сейчас, это, скажем так, проба предпринимательства. Когда я была студенткой, я прошла много семинаров, тренингов на тему бизнеса и управления персоналом.

Потом я ушла в декрет и стала очень дотошной мамой: я очень кропотливо искала своим детям игрушки. Они должны были подходить по всем параметрам. И вот как-то я искала ребёнку горку для катания. У нас в республике тогда горок не было вообще никаких. И даже заказать откуда-то было большой проблемой. Представляете, как я радовалась, когда нашла прекрасную горку, да ещё и по хорошей цене.

Все, кто ее видел, были просто в восторге, спрашивали, где мы её купили. И я подумала: даже цена, по которой я приобрела, довольно низкая, так что можно попробовать их продавать — потому что спрос точно будет.

Потом я нашла компанию-производителя, они оказались из Украины, нашла их представителя в Москве. Были долгие переговоры по телефону, как-то все не складывалось, но в итоге, мы с мужем собрали первую сумму денег, полетели в Москву и заключили договор. Это был июнь 2019. Пошли продажи, всё стало получаться, купили ещё несколько партий.

А через два месяца нам сообщили, что их представительство в России закрыли, и поставки возможны только из Украины, фурами и по предоплате. Тогда речь шла о миллионах, и это было, конечно, много. Да и юрист сказал, что могут быть определенные проблемы.

Долго думали, что делать. Бросать очень не хотелось, нам очень нравилась эта ниша. Плюс мы ещё договорились об эксклюзивном сотрудничестве: только мы привозили эти игрушки на Северный Кавказ. Не только в Дагестан, но и в Чеченскую республику, и в Ингушетию. И у нас довольно хорошо получалось, хоть мы не развивали бизнес профессионально.

Поэтому выбор был сложный. Я нашла другого юриста, она поделилась контактами бухгалтера, который разбирается в документах, связанных с внешнеэкономической торговлей.
Бухгалтер, специалист по внешнеторговой деятельности, сказала, что всё относительно, критичного ничего нет. Люди так работают. И только от нас и нашего рискового профиля зависит, сможем мы это осилить или нет.
Мы с мужем, посовещавшись, подумали, что ничего не теряем. Получится — получится, а не получится, в крайнем случае, просто закроем бизнес.

Дальше был ещё один очень сложный этап, когда искали деньги. Сложный, потому что наша религия не позволяет брать кредиты. Но мы всё-таки с этим справились. Деньги нашли, отправили, получили свою первую, вторую, третью, пятую фуру. Всё было хорошо. Отправляли через Беларусь, потому что с Украиной так и не смогли работать.

Сейчас, как понимаете, с поставками всё вообще несладко, поэтому думаем, как быть дальше, пока есть ещё какие-то остатки товара. Возможно, будем искать деньги, чтобы открыть уже своё собственное производство.

София Ангеловская
— Саният, раз вы заговорили про собственное производство, сразу хочется спросить, если бы вы построили компанию своей мечты, то на какую компанию из существующих она была бы похожа? Могли бы вы назвать конкретный бренд либо конкретного человека, за чьим именем стоит этот бренд.

― Думаю, что компания Lego.

— Почему? Назовите основные характеристики, которые вы выделяете.

― Это узнаваемый бренд. Я бы хотела в Дагестане создать что-то такое по-настоящему крупное, что могло бы кормить многие семьи. Это раз.

Второе ― это бренд с мировым именем. Даже можно сказать, с миссией.
Это крупная компания, а значит, много рабочих мест, что для меня очень важно. Это три.
— Получается, узнаваемость бренда выделяем, большое количество рабочих мест и глобальную миссию, так?

― Да.

— Хорошо. Теперь перейдём об брендов к людям. Какими людьми вы восхищаетесь больше всего? Это могут быть известные люди, а могут быть люди из вашего близкого окружения. Давайте тоже минимум троих назовём.

― Первый — это Валера. В Валере мне нравится то, что он занимается очень важными для простых людей делами. Он помогает многим людям менять свою жизнь в лучшую сторону. Думаю, это основная миссия и моей жизни тоже.

Хочу привести пример. Когда я работала со студентами, мне приходилось ездить на работу из другого города. Тогда у меня выходило 14 тысяч рублей на расходы. Это только на дорогу и еду, обеды на работе. А получала я зарплату 10 тысяч рублей. Я готова была работать в минус, потому что мне безумно нравилась работа, и я огромное удовольствие получала, наблюдая за тем, как парнишки, которые вчера прогуливали пары, слушали музыку в машинах и употребляли наркотики, — сегодня стали совершенно другими людьми через какую-то студенческую деятельность, какие-то мероприятия.
Для меня гораздо важнее помогать людям, чем зарабатывать деньги.
Я старалась выбирать проблемных детей, детей, у которых жизнь идёт под откос, и делать так, чтобы они увидели другую жизнь, интересную, яркую, красочную, и чтобы могли жить по-другому. У меня были мальчики, которые кидались на одногруппниц, огрызались, ругались, могли даже ударить. И когда они становились активистами, душой компании, вежливыми правильными ребятами, — это для меня было и есть самое важное.

Ещё один пример для меня — ректор университета, в котором я училась и работала. Сейчас он министр образования Дагестана — Яхья Гамидович Бучаев. Потрясающий человек, он очень много делает для нашей молодежи и республики. К слову, наш вуз единственный в республике, где не было вообще никакой коррупции.

Возвращаясь к ректору: я была за него безумно счастлива, даже написала ему, когда он стал министром, что наконец начали ценить людей, которые честно делают что-то на благо общества.

И третий пример. Есть такой блогер, Мурад Алискеров, который очень активно развивает своё дело, у него несколько бизнесов. При этом практически все его предприятия направлены на помощь людям. Книжный магазин, финансовая организация, которая даёт деньги взаймы по мусульманским законам.

И несмотря на всё это, он очень открыт для общественности, он довольно популярный, но обязательно всем всегда отвечает сам. Он очень много полезного несёт обществу, постоянно проводит какие-то лекции.
Важно понимать, что помощь даже одному человеку изменить жизнь — это глобальная помощь для конкретной личности.
Он популяризовал чтение, и благодаря ему многие в нашей республике начали читать. Это тоже для меня пример, на кого хотелось бы равняться.

И ещё есть Саида Лугуева. Тоже мне нравится, потому что молодец, реализовалась.
— Как вы считаете, что именно, какие качества в них привлекают людей?

― Каждый из этих людей добрый, порядочный. Они не просто добиваются чего-то для себя, они делают так, чтобы была польза для общества. Это основополагающая ценность у меня в жизни. Чем бы я ни занималась, для меня важно чтобы я в этот момент помогала людям.

— Поняла. Давайте сейчас представим такую ситуацию. Мы вернулись с вами в 2011-й год. Вы купили 30 тысяч биткоинов — тогда, когда 1 биткоин стоил 1 доллар. И, соответственно, сейчас у вас есть около миллиарда рублей. Как бы вы распорядились этими деньгами?

Саният Санали
― Я бы разделила эти деньги на две части. Из одной части я бы сделала какое-то крупное производство либо вложилась в существующее. У нас здесь есть заброшенные производства, например, в Пугачах есть целый комбинат, он заброшен, потому что нет денег на его поддержание. Я бы вложилась в него. Как раз недавно думала об этом.

Я сделала бы крупное производство, создала бы много рабочих мест. Открыла бы хорошее предприятие, которое приносило бы деньги нашей республике и мне в том числе, на которые я бы могла комфортно жить, и люди вокруг меня жили бы тоже хорошо.
Я не хочу помогать так: нужны человеку деньги — держи, завтра опять нужны — опять возьми. Нет, я бы хотела помогать менять их жизнь, помогать менять их образ мышления.
А вторую часть денег я бы потратила на благотворительные проекты. У меня сейчас они тоже есть. Например, я бы помогла бедным многодетным семьям устроить детей в хорошие учебные заведения.

Еще у меня есть в голове социальный проект: создать школу для женщин из бедных семей или у которых остались дети на попечении без мужей, чтобы они не ходили мыть полы, грубо говоря. Конечно же, не могут все перестать мыть полы, кто-то должен это делать. Но есть люди, которые хотят развиваться, но у них нет возможности, им надо содержать детей здесь и сейчас, а для этого работать.

И вот для таких людей я бы хотела создать онлайн-проект — школу, в которой бы обучали различным современным профессиям, например, SMM, копирайтингу и так далее. Чтобы они выбрали то, что им интересно, и могли, будучи дома с маленькими детьми, работать в этой сфере. И детей устраивать в хорошие заведения, обучать, менять мышление и образ жизни. Не просто давать деньги, чтобы они сегодня потратили, а завтра опять нуждались, а именно вот так, с прицелом на будущее.

София Ангеловская

— Саният, какое у вас главное слово в жизни, которое сопровождает вас во всех сферах?

― Доброта и порядочность, наверное.

— И они вам действительно очень подходят, Саният. Теперь вопрос вам по профилю, как преподавателю. Чему бы вы хотели учить студентов, работая преподавателем в университете, если бы совмещали это своей основной деятельностью? На данный момент, здесь и сейчас.
Я искренне считаю, что каждый человек может сделать мир лучше. Я много лет была активисткой республиканской. Когда мне говорили: «Да зачем тебе это всё, и кому это нужно?», я говорила: «Я могу изменить свою жизнь и мир вокруг себя, это уже вклад в общество».
― Я бы хотела их учить тому, что есть альтернативные варианты проживания жизни, которые гораздо полезнее, ценнее и интереснее, чем-то, что они проживают сейчас. И что такая жизнь есть, и она на самом деле бесценна. Тот же Уоррен Баффет и тот же человек, который учится у меня — это один и тот же человек, создание бога, с одними и теми же мозгами, руками, глазами. Но у одного границы шире, а у другого они уже.

Я хотела бы учить именно этому, а еще, чтобы студенты тоже дальше могли нести добро. Если бы каждый говорил: «Лично я могу что-то сделать вокруг себя. Для людей и для себя», уже было бы гораздо лучше жить. Даже несмотря на систему и государство.
— Я бы на такие пары с удовольствием ходила, чтобы разобраться в каких-то определённых моментах жизни. Одним из главных слов мы выбираем доброту, и еще одним — порядочность.

― И помощь людям.

—  Прекрасные слова. Саняит, назовите три основные смысловые составляющие вашего бренда — личного или корпоративного.

― Полезно. Всё, что я буду делать, я буду делать, чтобы было полезно.
Модно. Хочу такой бренд звенящий, чтобы люди хотели.
Красиво. Что бы я ни продавала, хочу чтобы это было красиво.

—Отлично. Скажите, если бы я ничего про вас не знала, куда мне можно посмотреть, где мне нужно побывать или с кем мне нужно поговорить, чтобы я могла понять, чем вы занимаетесь?

Саният Санали
― Если это личный бренд, то в моих соцсетях, думаю. А если бизнес, то, наверное, в каждом сотруднике. Я отдаю душу тому, что делаю. И я буду очень сильно заниматься, активно работать с тем, чтобы сотрудники несли те ценности, которые мы подразумеваем.

— И последний вопрос. Как вы считаете, какой главный сегодняшний тренд или фокус построения личного или корпоративного бренда в 2022-м году?

― В первую очередь это искренность. Во вторую, это коммуникация с людьми, прямой контакт, доступность человека — это про то, что он слышит и чувствует свою аудиторию.

— Саният, спасибо вам большое за интервью. До свидания.

— И вам спасибо. Всего доброго.