Наталья Сафонова, врач научно-исследовательского института имени В. М. Бехтерева, консультант, старший научный сотрудник
Наталья Сафонова, кандидат медицинских наук, практикующий врач-невролог, психотерапевт, — о том, как не жить установками своих бабушек, о способности адаптироваться в мире, котором мы живём, учиться подстраивать к нему свои цели и ценности.
Елена Зябликова
Руководитель службы кураторов Black Square University
— Наталья, расскажите, пожалуйста, о себе. Кто вы, чем занимаетесь, сколько времени? И как вообще появилась идея вашего дела?
Наталья Сафонова
— С 2001 года я работаю врачом. Основное место работы — научно-исследовательский институт имени Бехтерева. Работаю врачом отделения, а также я консультант, старший научный сотрудник. У меня больше 80 печатных научных работ, есть популярные статьи.
Параллельно я работала в городских больницах, медицинских центрах профосмотров. Прошла путь врача приёмного отделения, исполняла обязанности заведующей, меня звали на должность начальника. В общем, я посмотрела медицину со всех сторон, насколько могла в своей сфере.
Начинала как невролог. Через пять лет поступила учиться на психолога, потому что мне не хватало тех знаний, которые у меня были. Долго выбирала направление. В 2007 году в Петербурге был большой выбор. Решила выбрать психоанализ, потому что мне казалось, что это базовые вещи, идущие ещё от Фрейда. Отучилась, у меня есть базовое психологическое образование.
Начала применять знания и снова поняла, что мне их не хватает. Пошла в интернатуру по психиатрии и закончила её, продолжая работать неврологом в том же институте и медицинских центрах. Получила сертификат психотерапевта. Стала лучше разбираться в медикаментозных назначениях, а не только в психотерапии как таковой.
Наш институт — это база для личностно-ориентированных психотерапевтов. Это современный модифицированный психоанализ. Поэтому сейчас я себя позиционирую скорее как интегративного психотерапевта.
Конечно, интегративные подходы сейчас уже у всех навязли в зубах. Но, тем не менее, в базе я психодинамический психотерапевт, придерживаюсь психодинамических традиций и видения. Естественно, использую методики и из арт-терапии, гештальта, КПТ — комплексно.
В настоящее время я продолжаю работать доктором: неврологом, психотерапевтом. Как психиатр я себя стараюсь не позиционировать, так как здесь достаточно тяжёлая категория пациентов. Также уже много лет работаю в ПНД врачом дневного стационара, как невролог. Вижу этих пациентов и не хочу туда возвращаться как психиатр и психотерапевт.
Параллельно всей этой деятельности у меня есть частная психотерапевтическая практика. Есть люди, которые много лет в терапии.
“
По коучинговым запросам я работаю с аудиторией среднего и мелкого бизнеса. Эта аудитория мне нравится, у них чёткие запросы и есть мотивация.
Плюс я работаю с очень изменёнными, психически больными людьми. У меня есть опыт работы с людьми, больными шизофренией, через психотерапевтический, нелекарственный подход. В общем, опыт разный.
Кроме того, сейчас я начала вести группы онлайн. У меня был небольшой опыт групповой терапии в офлайне, и мне всегда казалось, что хоть групповая терапия хороша, но индивидуальная лучше. А в этом году получилось, что я сразу стала вести большие онлайн-группы — и это оказался очень позитивный опыт.
Это группы для худеющих дам, у которых срывы. Меня пригласили в одну из онлайн-школ, которая занимается похудением. Мы с коллегой ведём эти группы, и я вижу хороший эффект, позитивную динамику и в плане контроля веса, и в плане понимания эмоций. Если раньше я девальвировала эту групповую историю, то сейчас понимаю, что зря. Есть методы, которые хорошо работают на большую аудиторию.
Получилось так, что ещё меня позвали в одну онлайн-школу для врачей, где нужно развивать направления психологии и психотерапии. Этим я тоже сейчас занимаюсь. Опыт работы методологом у меня есть, потому что я работаю в учебном центре института имени Бехтерева.
Для НМО — это сайт непрерывного медицинского образования — я уже не первый год пишу учебные модули. Поэтому я понимаю, как донести информацию, и сейчас в школе для худеющих я составляю план занятий группы, делаю слайды. Моя коллега очень живо дополняет их в процессе вебинаров. У нас получился очень хороший альянс: я теоретик и практик, она чисто практик. Она очень оживляет, вносит эмоции в нашу группу. Всё это очень здорово и интересно.
На основании всего этого возник вопрос развития личного бренда. У меня всегда были сложности с тем, как это всё позиционировать, потому что много всего. Коллеги и среди врачей, и среди психологов говорят: «Определись, ты кто — врач или психолог?» Были даже некоторые нападки на эту тему.
Какое-то время назад меня это задевало. Потом я поняла, что я такая, какая есть. У меня немаленький опыт и в медицине, и в психологии. Я много работаю.
Иногда пациенты мне говорят: «Мы к вам пришли как к специалисту 3-в-1 — как к неврологу, психиатру и психотерапевту».
Сейчас я понимаю, что это моя ниша. И хочу преподнести всё так, чтобы это не выглядело вразнобой. Чтобы было цельно, стройно.
Елена Зябликова
— У вас такой огромный путь, потрясающий опыт, экспертная база! А какими людьми или их качествами вы восхищаетесь?
Наталья Сафонова
— Меня восхищают люди, которые могут гармонично развивать и семью, и своё дело, и какие-то творческие процессы. Не то, что они всё успевают, но стремятся быть реализованными в разных сферах.
Мне нравится целеустремлённость, энергичность, жизнелюбие.
— А какое, по вашему мнению, самое главное качество человека сегодня, в начале XXI века?
— Способность адаптироваться и учиться. Сейчас важна адаптация под те условия, в которых мы живём. Я росла в совершенно другой среде. Мир очень сильно меняется, и есть люди, которые не успевают подстраивать к нему свои цели, ценности. И это мешает, потому что сложно жить, условно говоря, установками советского периода.
У меня есть пациенты двадцати-тридцати лет, которые живут установками своих бабушек. И им тяжело.
“
Нужно уметь жить в соответствии с изменениями той среды, в которой мы находимся.
— С вашей профессиональной точки зрения адаптивность — это встроенная функция человеческой психики? Или это навык, и есть люди, которым он не подвластен?
— Мой опыт показывает, что изначально дети, подростки — гибкие, адаптивные.
“
Человек приходит в этот мир в адаптивном состоянии. Но потом, в результате воспитания, эта способность снижается.
Она никуда не исчезает, но бывает глубоко задавлена травмами и установками. Её можно развернуть назад. Если есть мотивация — адаптивность можно в себе развить.
Некоторое время назад я начала писать книгу. Анализируя своих клиентов и пациентов, я пришла к выводу, что адаптивность — это очень важно. Начала искать литературу на эту тему, и в одном из журналов мне попалась очень интересная статья. Я стала интересоваться, кто автор, что он за человек. И в одном из чатов, в которых я состою, мне рассказали про Black Square University.
Меня всё это очень заинтересовало. Я смотрю разные курсы, слушаю разных психологов. Многим не хватает чёткости. В Black Square всё чётко, понятно и логично. Это очень ценно, поэтому я начала смотреть, изучать то, что здесь даётся.
Что касается книги, сейчас написано около десяти процентов от планируемого. Я хочу рассмотреть адаптивность с точки зрения биолога, осветить её нейрофизиологические подоплёки.
— Наталья, а эта книга планируется для профессионалов или для широкой аудитории?
— Сначала я планировала писать для широкой аудитории, но потом поняла, что в таком случае нужна соответствующая подача — через истории, сторителлинг. А я — научный сотрудник, и у меня соответствующий язык. Стараюсь писать попроще, но не уверена, что получится.
В любом случае я хочу, чтобы люди понимали: меняться надо, меняться можно всегда. Изначально мы природой созданы адаптивными.
— Название этой книги уже есть?
— У меня было несколько вариантов названий. Например, «Адаптируйся или умрёшь», «Адаптация или жизнь». Но я ещё не выбрала.
Так получилось, что у меня есть знакомая в издательстве «Альпина». Она как раз отвечает за нон-фикшн. У меня уже готов синопсис, но я его пока не отсылала. На мой взгляд, это могла бы быть очень актуальная и полезная книга.
— Да, в нынешних реалиях она будет в самое сердечко. А если вернуться к вашему пути, было ли в вашей жизни какое-то событие, которое вы считаете поворотным?
Наталья Сафонова
— Таких, чтобы прямо поворотных событий не было. Но я помню, что на меня повлияло, когда я решила стать врачом. Естественно, в своё время я сомневалась.
Я училась в Подмосковье. У меня были способности к языкам, поэтому мне советовали поступать на иняз. Поскольку отец военный, мы переехали в Карелию. Там я закончила художественную школу, и мне советовали поступать в Штиглица, тогда это было ещё Мухинское училище.
Отец хотел, чтобы я стала врачом, сильно настаивал, чтобы я шла в медицину, как бабушка.
Моя бабушка врач, а её бабушка была фельдшером при земском докторе в дореволюционное время.
В советские годы сертификатов не было, как сейчас у врачей, и можно было выбирать любое направление. Бабушка сменила несколько, последнее направление — дерматология и венерология. Я выросла с её учебниками, играла с гинекологическими зеркалами, шприцами.
В детстве, имея её пример перед глазами, я хотела стать врачом. Когда стала подростком, у меня появились альтернативы: иностранные языки и дизайн. Но лет в пятнадцать я попала в больницу в качестве пациента. Это был девяносто третий год.
Мне ужасно не понравилось быть пациентом, потому что тобой все управляют, ничего не говорят, делают какие-то манипуляции, а ты не понимаешь, что происходит.
“
Я лежала в хирургии, пятнадцать человек в палате. В больнице ничего не было, зато был прекрасный пьющий хирург. У меня вызывало оторопь, как же так можно с людьми?
После этого я решила, что если в больницу, то только «по ту сторону». Мне понравились истории болезней, обходы — это меня заинтересовало. Поэтому в итоге я прислушалась к папиным советам и выбрала медицину.
И второй момент, который можно считать поворотным: когда у меня скопилось какое-то количество денег, которые я могла потратить на образование, я выбрала психологию, хотя могла пойти на иняз.
В своё время, когда я была в ординатуре, папа отказал мне в финансировании второго образования. Сначала я на него обиделась, потому что возможность оплатить учёбу у него была. Но потом я поняла, что он был прав. Это научило меня зарабатывать и ни от кого не зависеть. Когда у меня появилась возможность оплатить учёбу самостоятельно, я выбрала психологию.
“
Мама воспитывала меня в парадигме, что я должна быть хозяйкой, заниматься детьми и семьёй, в которой главный — это мужчина. А что-то делать, развиваться — это лишнее.
Папа довольно жёстко поставил меня на правильные рельсы, и это было логично и пошло мне на пользу. В итоге я неплохо зарабатываю и сама могу купить всё, что хочу.
Елена Зябликова
— Наталья, как вы считаете, в чём на сегодняшний день заключается ваша миссия как эксперта?
Наталья Сафонова
— Моя миссия в том, чтобы больше людей лучше понимали себя и были свободны проявлять себя любым приемлемым способом кроме тех, которые запрещены нашим Уголовным кодексом. Проявляли себя так, как считают нужным, а главное, чтобы понимали, зачем им это, несли ответственность за свои проявления и получали от этого удовольствие.
“
Как у любого врача моя миссия в том, чтобы было больше здоровых людей.
Если говорить про медицинский аспект, было, что я и опухоли выявляла, и рассказывала людям про здоровый образ жизни. Есть те, кто приходит ко мне семьями, передаёт из рук в руки.
Я делаю то, что в моих силах. Понятно, что я не Господь Бог, но людям, которые находятся в поле моего зрения, я стараюсь помочь.
— Финальный вопрос: кто или что является самой большой гордостью в вашей жизни?
— Самой большой гордости у меня пока нет, я надеюсь, что она впереди. На сегодняшний день моим поводом гордиться является то, что я могу совмещать разные виды профессиональной деятельности, медицину и психологию, и помогать людям комплексно, избавлять от проблемы и на уровне физиологии, и на уровне психики.