— Мне очень нравится Сидерский. Я не знаю, он украинец или россиянин — в мире йоги, в бывшем Советском Союзе — это Андрей Сидерский. Он сам себя сделал. Он организовал свою школу, обучает преподавателей. Куда бы я ни приехала — в Москве, в Беларуси, в Украине — я хочу что-то найти другое, но всегда попадаю на Сидерского. Он сделал какую-то невероятную корпоративную штуку, которая преподается по всему бывшему СССР. Он сам себя построил в принципе. Я знаю, что он ездил в Индию, много там обучался, жил.
Если касаться иностранных: в Париже, во Франции — это Ева Рушполь, она меня вдохновляет своей жизненной силой, своей находкой. И, самое интересное, что мне очень нравится в ней, — её настойчивость. Я очень много слышала про неё, что она по-стариковски преподает, что всё старо, что всё это отходит, что йога сегодня должна быть совсем другая, адаптированная к новому миру. Но она просто гнёт свою позицию и говорит: «Это всё мода. Йога остаётся всегда йогой. Моя йога вот такая. Если вам не нравится, вы идёте в другую йогу. Всё равно вы когда-то к этому придёте и поймёте, что чистота важна в практике».
Прмерно тоде я слышу про мою йогу: «Хочется больше динамики, больше модерна». И меня это всегда возвращало на круги своя, и я думала: «Нет, надо просто продолжать делать то, что я делаю, то, что мне нравится, и то, что я умею делать. То, что я могу объяснить и рассказать, а не поддаваться модным влияниям, в которых я вообще ничего не понимаю».
И ещё два примера. Амма — женщина, которая… обнимает. Она очень много путешествует, часто приезжает в Европу. Мне кажется, что она даже в России была в какой-то момент. У неё есть свой ашрам на юге Индии. Мы туда попали один раз. Я не скажу что я её фанат, мне лично это очень далеко, но как она всё организовала — это что-то невероятное.
Стоит очередь, у неё тысяча помощников, очередь просто безумная, на часы. К ней подходят по одному человеку, она просто их обнимает, что-то говорит на своём языке (может быть, на санскрите, может быть, какие-то слова любви, но я их не поняла). Она целует, обнимает, берёт в свои объятия — и ты отходишь. Тебе одарок за это дают, по-моему, конфеты нам дали. И ты уходишь. Но вот сама эта обстановка, что люди просто боготворят её, хотят побыть в ее объятиях, несмотря ни на что, едут за тысячи километров… У меня челюсть падала тогда. Мне очень понравилось, как она организовала всеобщую медитацию на берегу моря. Это было что-то волшебное.
— Ты участвовала или видела?
— Да, я участвовала в этом.
— Сколько было человек? Несколько тысяч?
— Там тысячи стояли, я не знаю сколько. Безумная толпа была.
И ещё один преподаватель йоги. Он умер, по-моему, три года назад. У него свой ашрам в Индии, его жена и его дочь преподают в этом ашраме. Его техника, его преподавание знакомы всему миру. Куда бы ты ни поехал, это одно и то же преподавание, техника, ты найдёшь одни и те же позиции, одни и те же объяснения — что в Америке, что в России, что в Шри-Ланке.
И даже если мне непонятна эта вот муштра, такое солдафонское отношение к ученикам, но всё-таки в этом что-то есть. Наверное, держать в каких-то рамках, мне кажется, что в этом есть какой-то смысл.
Вот четыре человека, которыми я восхищаюсь в плане организации именно йоги, своей школы, института, преподавания, организации всех обучающих программ, преподавателей. Я восхищаюсь ими.