― Наша компания основана в 2011 году. На тот момент мне было 27 лет, на руках двое маленьких детей, разница между ними — всего полтора года. Я понимала, что на работу я выйти не могу, но мне очень хотелось реализоваться в профессии, а не только как мама. Я закончила бухгалтерский учет и хотела работать по специальности.
К тому времени муж уже 5 лет работал в IT-компании и дальнейшего роста там не видел. Нужно отдать должное директору этой компании, который верил в мужа и многому его научил. С самого начала он говорил: «Леша, ты умный, толковый. Сейчас я тебя обучу, и ты свою фирму откроешь». Он его брал на встречи, за 5 лет показал, на чем все строится.
Тогда мой муж и предложил открыть свою фирму. Я очень переживала, мы были молодые и неопытные. Сразу пошла на курсы повышения квалификации, изучала основы предпринимательской деятельности. После них мы зарегистрировали компанию. Сначала нас было трое. Муж решал коммерческие основные вопросы, я была бухгалтером, а наш друг Артем был техническим директором, менеджером по всем вопросам. Первый год мы работали таким составом.
— С какими сложностями вы столкнулись? Какие уроки вы вынесли из первого года деятельности компании?
— Все было новое, неизведанное, возникало очень много вопросов. Помогал отец Леши. Он много лет работал директором, и мог поделиться своим управленческим опытом. Мы с ним консультировались, он рассказывал какие-то тонкости, нюансы. Первым клиентом стал наш знакомый, он работал в известном магазине, в котором было много точек, где все покупали компьютерную технику и электронику. Магазин был одним из самых недорогих в Москве, и у него было очень много точек.
Им нужен был провайдер, а нам нужны были клиенты. Мы начали адаптировать свою деятельность уже под них. Чем мы тогда занимались? Ребята придумали, как сделать второй канал, на который в случае аварии мог бы переключаться компьютер. Так у магазина всегда был интернет. Потом начали телефонные номера подключать, мы сделали сайт, искали заказы через знакомых. Первый год мы пробовали, щупали — нужны ли мы вообще на рынке. Клиентов было мало, а работали мы много, потому что все делали впервые.
— Мне кажется, не каждый бы решился открыть фирму в этом поле.
― Я тоже сначала думала, что не сможем. Но я не хотела сидеть дома, готовить, убирать и с горшками бегать. Желание работать помогало.
— Ирина, а если бы вы построили фирму своей мечты, на какую фирму она была бы похожа? Может, на какой-то конкретный бренд, или вам интересен человек, за которым стоит какая-то компания?
― Мне запомнилась передача про сотрудников Яндекса. Про атмосферу в их офисе. Там стоят диванчики, кресла, пуфы, как-то все уютно и по-домашнему. Люди с радостью приходят на работу. Для меня это является маячком — чтобы сотрудникам было комфортно и удобно, тогда будет эффективно. Не аквариум, где тысяча сотрудников — я до этого работала в «Эльдорадо».
Нас человек 200 было на огромной территории, мы как офисный планктон сидели. Такого не хочется. Хочется теплой, душевной, домашней обстановки. Я понимаю, что Яндекс — очень большая компания, но они смогли создать и предложить своим сотрудникам такой формат работы.