работа над собой — главная инвестиция в Xxi веке
интервью с участниками программы
Black square exclusive

«Самое главное — принимать себя и людей такими, какие мы есть»

Ирина Борковская,
предприниматель, г. Москва
Ирина Борковская, сооснователь фирмы по услугам связи и обслуживанию телекоммуникационного оборудования «ИТ бизнес» — о справедливости и надежности как составляющих бренда.

София Ангеловская
Специалист клиентской службы Black Square Group
— Ирина, расскажите про свои первые шаги в бизнесе. Как появилась идея создания компании?

Ирина Борковская
Наша компания основана в 2011 году. На тот момент мне было 27 лет, на руках двое маленьких детей, разница между ними — всего полтора года. Я понимала, что на работу я выйти не могу, но мне очень хотелось реализоваться в профессии, а не только как мама. Я закончила бухгалтерский учет и хотела работать по специальности.

К тому времени муж уже 5 лет работал в IT-компании и дальнейшего роста там не видел. Нужно отдать должное директору этой компании, который верил в мужа и многому его научил. С самого начала он говорил: «Леша, ты умный, толковый. Сейчас я тебя обучу, и ты свою фирму откроешь». Он его брал на встречи, за 5 лет показал, на чем все строится.

Тогда мой муж и предложил открыть свою фирму. Я очень переживала, мы были молодые и неопытные. Сразу пошла на курсы повышения квалификации, изучала основы предпринимательской деятельности. После них мы зарегистрировали компанию. Сначала нас было трое. Муж решал коммерческие основные вопросы, я была бухгалтером, а наш друг Артем был техническим директором, менеджером по всем вопросам. Первый год мы работали таким составом.

— С какими сложностями вы столкнулись? Какие уроки вы вынесли из первого года деятельности компании?

— Все было новое, неизведанное, возникало очень много вопросов. Помогал отец Леши. Он много лет работал директором, и мог поделиться своим управленческим опытом. Мы с ним консультировались, он рассказывал какие-то тонкости, нюансы. Первым клиентом стал наш знакомый, он работал в известном магазине, в котором было много точек, где все покупали компьютерную технику и электронику. Магазин был одним из самых недорогих в Москве, и у него было очень много точек.

Им нужен был провайдер, а нам нужны были клиенты. Мы начали адаптировать свою деятельность уже под них. Чем мы тогда занимались? Ребята придумали, как сделать второй канал, на который в случае аварии мог бы переключаться компьютер. Так у магазина всегда был интернет. Потом начали телефонные номера подключать, мы сделали сайт, искали заказы через знакомых. Первый год мы пробовали, щупали — нужны ли мы вообще на рынке. Клиентов было мало, а работали мы много, потому что все делали впервые.

— Мне кажется, не каждый бы решился открыть фирму в этом поле.

― Я тоже сначала думала, что не сможем. Но я не хотела сидеть дома, готовить, убирать и с горшками бегать. Желание работать помогало.

— Ирина, а если бы вы построили фирму своей мечты, на какую фирму она была бы похожа? Может, на какой-то конкретный бренд, или вам интересен человек, за которым стоит какая-то компания?

― Мне запомнилась передача про сотрудников Яндекса. Про атмосферу в их офисе. Там стоят диванчики, кресла, пуфы, как-то все уютно и по-домашнему. Люди с радостью приходят на работу. Для меня это является маячком — чтобы сотрудникам было комфортно и удобно, тогда будет эффективно. Не аквариум, где тысяча сотрудников — я до этого работала в «Эльдорадо».

Нас человек 200 было на огромной территории, мы как офисный планктон сидели. Такого не хочется. Хочется теплой, душевной, домашней обстановки. Я понимаю, что Яндекс — очень большая компания, но они смогли создать и предложить своим сотрудникам такой формат работы.
Люди с радостью приходят на работу. Для меня это является маячком — чтобы сотрудникам было комфортно и удобно, тогда будет эффективно.
— Да, это продвинутая компания в этом плане, у них Open Space — открытое рабочее место, где люди не только работают, но могут там же отдыхать, а кто-то даже и спать.

― Но это место, куда люди приходят не только отдохнуть, полежать, но и поработать. Важно, чтобы все понимали, что делают общее дело, что с каждого спросят за их работу, и при этом чтобы работать им было комфортно. Чтобы была такая душевная, легкая атмосфера.
— Получается, что у Яндекса вы выделяете комфортную атмосферу для сотрудников. А можете назвать еще две характеристики этой компании?

― Их успешность и востребованность на рынке. Без Яндекса уже как-то не представляешь жизни. Это то, что людям нужно, к чему они привыкли, и что у них всегда под рукой.

— Атмосферность, востребованность и успешность — три ключевых фактора, почему вам нравится эта компания?

― Да, именно так.

— Задам похожий вопрос, но про людей. Кем вы восхищаетесь?

— Как минимум, это Валера и Татьяна Данжели. Это люди, на которых хочется быть похожими, учиться у них жизнестойкости. Это люди со здоровой психикой. Из близких людей — моя мама. Она говорит: «Я сейчас самый счастливый человек. Никогда я так счастлива не была». Она много пережила, и в свои 65 лет продолжает быть очень жизнерадостным человеком. Она тоже для меня пример жизнестойкости.

Еще восхищаюсь моей подругой. Это человек, который смог многое в себе поменять и очень много дал и продолжает давать людям. Она много лет помогает мне. Самое главное, что я поняла с ее помощью: «Прими людей такими, какие они есть. И прими себя такой, какая ты есть». У меня это пока не получается.

София Ангеловская
—Хорошо. Давайте еще раз выделим по три основных качества этих людей. Что конкретно в них восхищает?

― Татьяна с Валерой — это люди, которые много несут и делятся, дарят опыт и знания. Мама — это женская мудрость, доброта и забота. У подруги я бы тоже выделила доброту. Второе качество — умение отдавать, делиться и наполнять других, я бы даже так сказала. И третье — это честность и верность. Она никогда не врет ни себе, ни людям.

— Очень важные качества! А каким словом вы охарактеризовали бы себя? Главное слово, которое вас по жизни ведет? В семье, на работе, с детьми, описывает вас как личность?

Ирина Борковская
— Мир. Во-первых, мое имя, Ирина, означает «мир». Я не люблю конфликты, когда ругаются, а еще я за справедливость. В детстве, если родители меня ругали или между собой спорили, я все время говорила: «Давайте мирно решим!». Не могу смотреть, когда на детских площадках или еще где-то родители бьют детей по попе. Мне кажется, что всегда можно как-то мирно договориться, объяснить. Я все время за мир и справедливость — и в семье, и в отношениях, и в работе. Хоть и говорят, что справедливости нет, но я всегда ее ищу. Также, как и всегда ищу компромиссы. Для меня важно, чтобы все были счастливы, чтобы никого ничем не задело.

— Это чудесно. А если бы вы работали в университете, чему бы вы хотели учить студентов?

― Это была бы психология. И, наверное, детская психология. Очень хочется, чтобы было больше адекватных родителей, чтобы потом было как можно больше здоровых детей. Нужно объяснять родителям, как себя вести с детьми, какие у них особенности. Бухгалтерией не хочу делиться.

— Ирина, вернемся к вашей компании. Назовите три смысловые составляющие вашего бренда, личного или корпоративного.

― Надежность, качество, скорость. Скорость — быстрота подключения клиентов. Иногда магазины не знают, что у них завтра открытие. Когда такие ситуации случаются, им нужно все срочно. Приходится быстро договариваться с провайдером, везти оборудование чуть ли не через всю Москву, отправлять курьером. И они должны быть уверены, что все получат вовремя. Для клиентов это очень важно, поэтому эти три качества пришлось выработать очень быстро.

— Очень хорошие качества компании. Мне кажется, что они не у всех сейчас есть.

― Мы тоже не идеальные, но стараемся как можем.

София Ангеловская
— Есть такое понятие — лифтовая презентация. Представьте, что мы с вами не знакомы, где-то случайно встретились, но наше общение ограничено по времени. Такая ситуация бывает, когда мы едем в лифте с незнакомыми людьми с одного этажа на другой. Что бы вы рассказали о себе, своем продукте, компании за такое короткое время, чтобы я вас запомнила и заинтересовалась вашей фирмой?

― Мы оказываем услуги связи и у нас есть все: от интернета и телефонных номеров до технического обслуживания. Мы предоставляем полный мониторинг 24/7.

— А где можно узнать о вашей компании еще? Может быть, вы на каких-то мероприятиях выставляетесь или еще где-то рассказываете о себе?

― Полная информация на нашем сайте, через менеджеров. IT-выставки мы не пропускаем. Туда нас приглашают наши поставщики, партнеры: МТТ, Билайн, Стек, крупные фирмы. Там мы знакомимся с другими поставщиками и будущими клиентами. Себя еще не выставляли, но уже об этом думаем.

— Это хорошо, потому что это важная составляющая продвижения. И последний вопрос: что вы считаете главным трендом, фокусом в построении личного или корпоративного бренда в 2022 году?
Любовь. В фирме все должно быть построено на любви к делу, заботе о клиентах и сотрудниках.
― Должна быть золотая середина: директор не должен себя возводить на пьедестал и считать подчиненных хуже себя, но и сотрудники не должны злоупотреблять лояльностью начальника. Не должно страдать качество работы. Мне кажется, что компания, с которой приятно работать, которая надежная и честная, которая дарит любовь, заботу и качественные услуги, продукты — вот это должно быть в тренде. У меня все построено на любви.

София Ангеловская
— Тут можно выстраивать стратегию: если сотрудник любит компанию, то он, соответственно, очень любит свою работу и начальников?

― Да. У меня именно такая картина в голове.

— Ирина, я вас благодарю за интервью.

― Спасибо и вам, очень было приятно с вами пообщаться.