работа над собой — главная инвестиция в Xxi веке
интервью с участниками программы
Black square exclusive

«Мне хочется сделать фирму, компанию, бренд, которые смогут существовать без меня, отдельно. Это будет сделано хорошо, будет работать, будет нравиться людям».

Ольга Гладких,
дизайнер одежды и основатель бренда VIRELE,
г. Пермь
Предприниматель с 2005 г., дизайнер одежды, основатель бренда, владелец сети магазинов одежды, Ольга Гладких — о стремлении радоваться обычной жизни и о том, как в этом помогают деньги.

Насиба Давлетова
Старший куратор
и наставник
на программах BS
Ольга, добрый день! Спасибо, что нашли время для нашего общения. Расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь, и как возникла идея вашего дела?

Ольга Гладких
— Идея была со мной всегда. Сколько себя помню — я всегда что-то делала из тканей. В детстве любила пуговицы раскладывать. Начала я с пошива платьев для кукол. В школе сама для себя одежду шила и носила.

После окончания школы хотела пойти учиться на дизайнера, но поступила в Екатеринбурге в университет и получила образование искусствоведа. Этот опыт мне очень пригодился, потому что получила большую насмотренность всего мирового искусства. Европейское визуальное искусство плюс очень большой багаж прочитанной литературы.

Семь лет я проработала по профессии в нашем местном музее. У меня почти готова к публикации диссертация по художникам-графикам девятнадцатого-двадцатого веков.

Но потом я решила, что это не моё, и пошла учиться делать одежду. В Перми получила образование конструктора одежды и открыла свое мини-ателье. Это громко звучит. Сначала я работала с клиентами у себя на дому. Потом в какой-то момент места перестало хватать. Я арендовала небольшую квартиру, чтобы принимать клиентов. Сама работала как дизайнер и конструктор, там же сидели портнихи, которые отшивали модели.

Потом я решила, что масштаб маловат и хочется попробовать что-то ещё. Тогда был открыт первый магазин. Это даже не магазин был, а четыре квадратных метра внутри магазина.
Это было в 2005 году. Я быстро поняла, что нельзя усидеть на двух стульях и придётся выбирать. Решила двигаться в сторону массового производства одежды.
Я арендовала небольшую квартиру, чтобы принимать клиентов. Сама работала как дизайнер и конструктор, там же сидели портнихи, которые отшивали модели.
Сначала был совместный проект, потом я открыла свой собственный небольшой магазинчик. Потом второй, третий, пятый… Параллельно развивалось производство. Сначала была одна бытовая машинка, потом две, потом четыре. Вскоре у нас уже был свой мини-цех.

Я решила попробовать себя в оптовых продажах. Мы стали продавать не только в офлайн-магазинах, но и оптом. Это было уже в 2010 году. У нас появились клиенты на территории всей Российской Федерации.

Я пробовала разное: ритейл и оптовые поставки. В какой-то момент я закрыла все магазины, оставила только один флагман. Перестала заниматься розничными продажами, сосредоточилась только на оптовом производстве.

Это сложная история, потому что у нас производство замкнутого цикла. Всё полностью замкнуто на одном предприятии: от закупки тканей и разработки моделей до их выпуска, продажи и маркетинговых акций.

Это очень разные бизнес-процессы, которые я контролирую. Сейчас контроля меньше, так как у нас сложилась своя команда.
В какой-то момент я закрыла все магазины, оставила только один флагман. Перестала заниматься розничными продажами, сосредоточилась только на оптовом производстве.
На сегодняшний день всё развивается таким образом, что мы больше уходим в ритейл. У нас много оптовых партнеров в России, но все наши основные интересы лежат в области ритейла. Сейчас мы готовим к открытию ещё 2 магазина. После их открытия, всего будет 5. Два — в Екатеринбурге и три — в Перми. Мы открыли их за последние полтора года.
Мы активно развиваем розницу, потому что мы поняли кто наш розничный клиент. Мы сконцентрировались на сервисе уровня «люкс». Все наши продавцы проходят системное глубокое обучение, чтобы клиент, попав в магазин, чувствовал себя в бутике мирового бренда. Магазины выглядят соответствующе.

Эта методика себя оправдала, потому что мы растём на постоянных клиентах. К нам возвращаются за повторной покупкой.
Я планирую двигаться в этом направлении, потому что мне хочется видеть свой бренд именно брендом. Пусть он маленький, но должен выглядеть на достойнейшем уровне, чтобы и в Москве не потеряться.

Для того, чтобы это сделать нужен маркетинг. Мы уже не о качестве одежды говорим, потому что качество у нас априори. Визуально всё уже упаковано. Мне нужно упаковать это смыслами, докрутить, чтобы было очень узнаваемо, чтобы была очевидная отстройка от конкурентов.

Насиба Давлетова
Да, презентабельно, красиво, узнаваемо. Очень грамотный подход у вас. Вращаясь в этой среде, вы брали с кого-то пример? Может, наблюдали за известными, популярными людьми? Есть люди, которыми вы восхищаетесь? Или, может быть, даже не человек, а какое-то его конкретное качество вызывает у вас восхищение, которое у вас отсутствует, а у него присутствует? Есть такие люди?

— Безусловно есть. Я не могу сказать, что это какой-то конкретный человек. Это очень ситуативно, событийно. Определенный человек делает определенные действия, и они у него получаются. Мне это нравится, и я могу что-то взять, научиться, попробовать реализовать.

Среди конкурентов, сколько бы мы ни искали, такой компании нет. Именно вот с такой широкой деятельностью и полным спектром.

Если говорить о личностных качествах, то конкретно мне очень не хватает жизненной энергии. Меня совершенно восхищает такой персонаж, как Аяз, потому что это человек-батарея. Я считаю, он много делает неправильного, резкого. Но то, что он делает — это глобально, и у него хватает на это энергии. У меня такая вот личностная энергетика всегда была ограничена. Я понимаю, что иногда торможу развитие собственного бизнеса, потому что её катастрофически не хватает.

 Ольга, а еще какие-то качества или личностные характеристики можете выделить?
— Да, конечно. Например, наш известный бренд «Twelve stories», который основали две сестры из Екатеринбурга. Я за ними слежу практически с самого начала. У них очень качественный природный вкус. Люди не учились дизайну одежды, но то, что они делают, даже не в плане одежды, а в плане маркетинга, упаковки своего бренда — это высочайший уровень. Плюс фантастическая обучаемость, плюс умение вычленять из общего визуального потока то, что подходит именно им, грамотно это формулировать, упаковывать и доносить до потребителя. Это очень крутой кейс.

Согласна с вами. Скажите, на ваш взгляд, какое главное качество, какой скил самый главный у современного человека? Какое-то одно качество, про которое вы бы сказали, что оно приводит к успеху?

— Сложно сказать. Наверное, это вера в себя, активность, способность к обучению и к применению. Их много.

 А какое-то одно, самое важное?

— У меня нет такого, потому что любое одно качество — это перекос. Вера в себя не ведёт к успеху напрямую. Это одна из составляющих. Поэтому я однозначно не могу свести к одной фразе.

Замечательно. Значит, вера в себя, активность…

— Да, умение учиться и применять всё.

 Ольга, скажите, пожалуйста, было ли в вашей жизни какое-то событие, которое стало для вас поворотом?
В моей жизни много чего происходило. У меня четверо детей. Я с собственным производством пережила пандемию!
— В пандемию я осталась с сезонным товаром, который никому не нужен, и с персоналом, которому надо платить зарплату. Я выжила, и даже, в общем, неплохо. И поняла, что после этого меня уже невозможно хоть чем-то напугать, расслабилась абсолютно…

 Тогда, может, назовёте событие, которое вам как-то помогло?

— Таких событий очень много. Они друг на друга накладываются, но ничего глобально не разворачивают. Всё идет так, как идёт.

Насиба Давлетова
Замечательно. Как вы считаете в чем ваша главная миссия, как человека, как эксперта?

— Я хотела бы сделать что-то в своей жизни, что за пределами меня. Не знаю, могу ли я это объяснить понятно, но мне хочется сделать фирму, компанию, бренд, которые смогут существовать без меня, отдельно. Это будет сделано хорошо, будет работать, будет нравиться людям. Но это больше, чем моя жизнь, больше того, чем я могу управлять вручную, немножко за пределами того, куда я могу дотянуться руками.

Кто или что является самой большой гордостью в вашей жизни?

— Это мои дети. У меня четверо детей — три сына и дочь. Старшему сыну двадцать один год, он работает с папой. У мужа компания по продаже профессионального швейного оборудования. Сын помогает, вникает в бизнес и так далее. Второму сыну — 10 лет, третьему — 8 лет. Учатся на «отлично», занимаются профессионально карате и футболом. Третий сын в сборной города, чувствую, там карьера складывается. Мальчики умные, красивые, обращают на себя внимание — звезды. Дочке пять с половиной лет. Делает успехи в хореографии, что ей аплодируют стоя.

Ольга Гладких
Дети в своём развитии опережают сверстников. Ева сама научилась читать и писать. Дети любят образовательные программы, у них очень сложная речь. Я не прикладываю особых усилий, они сами хотят заниматься.

Замечательно. Ольга, если бы вы писали книгу, как бы вы её назвали?

— «Путь одного героя», или «Маленький паровозик». Есть такой старый смешной фильм, называется «Майор Пейн». Там морпеха отправили руководить отрядом в детский лагерь. Он детям перед сном рассказывал про маленький паровозик. Кругом война, взрывы, а маленький паровозик всё равно везёт по рельсам свой груз.