Если говорить обо мне, то у меня проблемы с двумя этими качествами. Я не настолько коммуникабельный, как мой партнёр, хотя я над этим пытаюсь работать. И страх у меня тоже присутствует. Не могу с шашкой наголо куда-то броситься. Я долго изучаю тему, к ней подстраиваюсь, примеряюсь и только потом мы стартуем. Обычно это происходит так. Не знаю, насколько это хорошо или плохо, но как есть.
— Подождите, но вы же в любом случае туда идёте? Просто сначала человека анализируете, просчитывайте варианты и только потом идёте?
— У нас есть некий опыт запуска новых направлений. Но мы и много направлений закрывали. И сейчас мы больше и больше осторожничаем. Потому что есть компетенции в нашей сфере, которые мы понимаем, и понимаем, как это масштабировать. А есть какие-то вещи, которые нам не совсем понятны. Иногда мы заходим в эксперименты, но пока что-то изучаем, наши конкуренты могут убежать далеко вперёд. Так было с лизингом, например. У нас есть партнёр в Махачкале, который лизинг очень хорошо продаёт. А вот мы лизинг до сих пор так и не смогли запустить.
— Достаточно сложный рынок, туда сложно зайти.
— Я бы не сказал, что сложно зайти. Это же всё равно услуга — консалтинг. И она не требует каких-то больших финансовых вливаний для открытия. А для привлечения клиентов — тут, конечно, нужно терпение и ещё целый ряд навыков.
У нас, например, цикл привлечения клиента составляет в среднем 10 месяцев. То есть, мы портретируем клиента на основании общедоступных данных. Мы не звоним всем подряд. А как работает наш конкурент? Есть базы победителей, вывесили итоги конкурса — и всем победителям начинают звонить. Вот мы так не делали, потому что в момент, когда клиент победил, ему может поступить 30-40 звонков за день. После третьего он уже ничего не воспринимает, он просто бросает трубку, шлёт куда-нибудь подальше.
Мы же, как раз благодаря портретированию, ищем клиента с определённой выручкой, с определённым количеством контрактов, со средней суммой контракта и начинаем ему звонить, когда у него тихо, когда он может воспринимать нас. Таким образом знакомимся и потом просто начинаем постепенно додавливать его кейсами. Мы выясняем потребности и под неё подбираем кейсы, рассказываем. Раз в полтора месяца у продажника задача — набрать клиента и о чём-то поговорить. Цикл привлечения получается достаточно длинным.
А есть сложные заказчики, как Росатом, например. Там цикл привлечения вообще доходит иногда до двух с половиной лет. И наши конкуренты из Москвы такой цикл позволить себе не могут. У нас здесь дешевле аренда офиса, оплата рабочей силы, мы такое географическое преимущество тоже имеем. Когда мы заходили на рынок в 2015 году, мы знали порядка 200 конкурентов всего. Сейчас их больше тысячи. Поэтому сказать, что здесь тяжело как-то закрепиться — да, наверное, тяжело, но открыть компанию — нет.