работа над собой — главная инвестиция в Xxi веке
интервью с участниками программы
Black square exclusive

«Наша миссия — быть верным проводником качественной педагогики»

Рустам Багаутдинов,
cооснователь и CEO международной школы Abakus для детей
Рустам Багаутдинов, cооснователь и CEO международной школы Abakus для детей 5−12 лет, призер международных олимпиад по математике и физике, выпускник Нефтяного университета (Уфа), Университета Монтан (Леобен) и Стаффорд Хауса (Торонто)
 — о том, чтобы занять свое место в любой профессии и в любом обществе, важно уметь коммуницировать с людьми через любовь, через хорошее отношение.

Елена Зябликова
Руководитель службы кураторов Black Square University
— Рустам, расскажите, пожалуйста, о себе: чем вы занимаетесь, сколько по времени, как вообще появилась эта идея?

Рустам Багаутдинов
— Я предприниматель в сфере Ed-Tech для детей. Занимаюсь проектом «Абакус» с 2015 года. Мы вдохновляем на развитие и помогаем реализовать природный потенциал детей 4−12 лет через наши программы: математика, чтение, познавательный клуб.

По образованию я инженер-нефтяник. Во время обучения в университете активно проводил занятия для своих сверстников, младших курсов и школьников по математике, физике, теоретической механике — техническим дисциплинам. Участвовал в олимпиадах, конференциях.
После окончания университета работал в нефтяных организациях, а вечером после работы и в выходные ходил в образовательный центр преподавать детям и студентам. Это было как хобби.
В какой-то момент в один из образовательных центров пришло предложение внедрить новую интересную методику. Необычный способ изучения математики, цифр, который развивает мышление, уверенность детей в своих силах.

Мне это очень понравилось. Я обучился и был готов тоже учить. Я искренне верил, что эту тему кто-то будет развивать, но не думал, что это буду я, так как я не бизнесмен и не преподаватель по образованию.
Примерно полгода я развивал эту деятельность, совмещая с основной работой. Потом инвесторы проекта предложили мне самому полностью заняться продвижением. Тогда это стало неким шоком. Мне хотелось этим заниматься, но казалось, что я не готов полностью менять своё направление деятельности. Тем более, в нефтяной сфере у меня были хорошие перспективы, мы собирались ехать на обучение в Америку.

Я созревал примерно полгода, готовил к этому решению родителей, родственников. В итоге перешёл и начал активно развивать это направление. С 2017 года в проект полностью перешёл еще мой друг Радмир, с которым мы вместе учились и который был одним из сооснователей проекта. В 2019 году Радмир вернулся в нефтянку, так как получил интересное предложение в той сфере, но активно продолжал помогать.
Сегодня мы развиваем наш проект как офлайн, так и онлайн. В 2019 году моя супруга Миляуша активно участвовала в маркетинге офлайн-занятий и предложила тест индивидуальных онлайн-занятий для клиентов из США, которые находили нас самостоятельно.

Я подключил двоих педагогов, которые начали проводить занятия через Skype. Перед ковидом у нас было порядка 17−20 учеников. Мы взаимодействовали с блогерами — проводили обучение, а они рассказывали о нас, приглашали в наш офлайн-центр.

С приходом ковида офлайн стал невозможен. Мы заранее перешли на Zoom, оперативно обучили партнёров новому формату. Когда объявили карантин, для нас это уже не было шоком, мы спокойно перешли на дистанционную работу.
Сейчас мы работаем в офлайне в странах СНГ и Европы и онлайн по всему миру для русскоговорящей диаспоры, а также на английском, польском, румынском и немецком языках.
Мы по-прежнему небольшие и обладаем потенциалом для роста. Например, в случае успешной реализации наших планов на текущий год мы стремимся достичь выручки, составляющей всего 1% от общей выручки в сфере Ed-Tech для детей в русскоязычном пространстве. В следующие годы наша команда намечает амбициозные цели и планирует продолжить рост.
Выручка компаний в нашем сегменте детских курсов в SkySmart, по субъективным подсчетам из открытых источников, оценивается примерно в 15%, у Фоксфорда и Uchi.ru — по 10%. Наша краткосрочная цель с учётом роста — 1%. Я говорю про выручку головного офиса, без учёта филиалов. Если брать общую сумму по всем странам и роялти от партнёров — сумма, конечно, будет другая. Сейчас общее количество учеников у нас — около 6000 человек.

В любом случае есть куда расти, куда расширять и усиливать команду, мы сами изначально больше методисты и педагоги. У нас очень хороший качественный продукт, поэтому нужно продолжать привлекать специалистов для его распространения. Последние годы мы активно начали знакомиться со специалистами других Ed-Tech компаний, привлекать их, иногда разово или проектно.
 — А сколько у вас партнёров на сегодняшний день?

— До ковида было около двухсот, сейчас чуть больше ста. Есть центры, которые работают под нашим брендом, а есть такие, которые используют наши программы наряду с другими образовательными программами.

В этом наше преимущество. Если, например, Додо Пицца может открыть только ограниченное количество локаций под своим брендом, то мы можем сотрудничать с любыми школами, любыми образовательными центрами, предложить программы, которые способны улучшить результаты учеников.
Момент аффилиации, использования потенциала наших партнёров в позиционировании и взаимном усилении — наша точка роста.

Елена Зябликова
— Рустам, поделитесь, пожалуйста, какими людьми вы больше всего восхищаетесь? Или назовите три главных человеческих качества, которые считаете ценными.

Рустам Багаутдинов
— Говоря о характеристиках, которые во мне особенно сильно развиты, стоит выделить целеустремлённость, наблюдательность, а также умение договариваться.

Что касается других людей — открытость и общительность. Это то, чего мне не хватает и что мне нравится в других людях. Я думаю, эти качества меня бы усилили.
 — А если говорить про человека нашего времени, человека XXI века, какой, по вашему мнению, у него должен быть самый главный скил, самый важный навык?

— Я думаю, это любовь к людям. Вне зависимости от расхождения во мнениях, профессии, национальности, страны проживания. Любовь к любому человеку и умение с ним спокойно коммуницировать и взаимодействовать.

Иногда человек не поддерживает твою точку зрения, и ты его, условно говоря, записываешь во врага, не хочешь с ним общаться. Как будто вычёркиваешь.
Важно идти в сторону умения коммуницировать с людьми через любовь, через хорошее отношение.
Тогда в любой профессии, в любом обществе человек, так или иначе, займёт своё место и будет счастлив.

 — Да, это очень важный скил — видеть ценность в любом человеке. Вернёмся к пути, который вы проходите. Было ли в вашей жизни событие, которое вы считаете поворотным?

— Думаю, это переход из нефтянки в Ed-Tech. Я должен был двигаться по одному пути, уже работал, у меня были перспективы. Но перешёл на совершенно другую платформу, которая мне нравилась и которой хотелось заниматься.

Это важный момент: я преодолел все стереотипы и начал двигаться, можно сказать, в другом измерении.
 — А вот в той точке, в которой вы сейчас находитесь, у вас есть какая-то миссия?

— Этим летом один из наших партнёров из Армении, который занимается в том числе коучингом, провёл для нас специальную сессию. Мы общались через Zoom, собралась практически вся наша команда.

Вместе мы сформулировали миссию: мы являемся неким проводником для детей, наша задача — обеспечивать им качественную педагогику, развивать и раскрывать их потенциал. В итоге это приводит к появлению доверия, любви, детского восхищения и веры в свои силы. Естественно, это помогает и в создании будущего.
Наша миссия — быть проводником качественной педагогики для реализации потенциала детей.
Наши программы — это инструменты для развития мышления, логики, креативности, критического мышления. Мы используем их на благо детей уже почти девять лет. Сейчас Абакус — это международная платформа, где дети в сотворчестве с педагогами развиваются, прокачивают свои математические и личностные навыки. Смысл не в том, чтобы развивать именно математические способности, а в том, что дети раскрывают свой потенциал, достигают большего.

И в то же время Абакус — это команда, которая работает над улучшением этой платформы, её продвижением и сопровождением. Исторически мы всегда очень много внимания уделяем педагогам. Проводим разные семинары, олимпиады, перезагрузки, когда происходит апгрейд, профессиональная переподготовка. Они у нас очень вдохновлённые, заряженные. По сути, наши педагоги — это коучи.

Елена Зябликова
— Рустам, а что для вас является самой большой гордостью в жизни?

Рустам Багаутдинов
— Это моё окружение. В узком смысле это семья — супруга, ребёнок. В широком смысле — родители, родные, друзья, моя команда.
Окружение очень влияет на человека, влияет на то, в какую сторону он будет развиваться. Поэтому гордость — моё окружение и те возможности, которые через него приходят.

 — А если бы вы писали книгу, как бы она называлась?

— Я уже написал книгу. После окончания университета хотел поехать на обучение в магистратуру в Принстон, США, или Гонконг. Но так получилось, что договорённость с профессорами, которые обеспечивали документацию, в последний момент сорвалась.
Тем международным компаниям, которые предлагали сотрудничество после университета, я отказал, так как был уверен, что поеду. Но обучения не получилось. Я с нуля начал со всеми связываться, но нефтяников обычно набирают с лета, а тогда уже наступил октябрь.

И у меня возникла мысль написать книгу. Собрать там самые классные идеи, рекомендации, лайфхаки, инструменты, заметки.
Я назвал её «Эти важные фишки» и упаковал туда разные важные мелочи, которые помогают достигать чего-то значительного.