работа над собой — главная инвестиция в Xxi веке
интервью с участниками программы
Black square exclusive

«Люди не хотят знать свои права, не хотят учиться ими пользоваться.
Они хотят, чтобы кто-то за них решал»

Анжелика Матушкина,
юрист онлайн-проектов,
г. Москва

Анжелика Матушкина, основатель IT-проекта «Цифровой юрист фрилансера» (самообучаемый чат-бот, в котором фрилансеры получают ответы на юридические вопросы по правовой стороне своего бизнеса и качественные образцы документов), президент Ассоциации онлайн и блокчейн юристов — о личном бренде и целях проекта.

Галина Куринная
Заместитель CEO Black Square Group
— Анжелика, расскажите про свои первые шаги в бизнесе. Как родилась ваша идея, когда вы начали развиваться в качестве эксперта?

— Если мы говорим именно про бизнес, по сути это происходит сейчас. До сих пор я структурно не строила свою деятельность как бизнес-процесс: я оказывала услуги, но клиенты приходили сами, и у меня не было какой-то потребности построить большую команду и запустить процессы.

Анжелика Матушкина
Есть некая смесь двух значений. Первое ― развиваться как эксперт, именно как бизнес. Это то, что я начинаю делать сейчас с точки зрения построения структуры своих действий. А развивать себя как как личный бренд — сейчас, наверное, сложно не натолкнуться на эту мысль, каждый утюг меня на это наталкивал.

Соответственно, можно говорить, что я уже несколько лет занимаюсь развитием личного бренда. В то же время, заниматься ― это значит действовать структурно, целенаправленно, с планами. А я что чувствовала, то и делала. Как казахский акын: что вижу, о том пою, а пою о том, что вижу. Поэтому по сути и там, и там у меня были сиюминутные интуитивные действия, шаги, а по плану действий не было. И это то, с чем я пришла работать к Валере.

— Когда вы только начали заниматься своим делом, с чем вы столкнулись на первых этапах и какой опыт для себя извлекли?

— Это тоже вопрос такой. Я с самого рождения сталкиваюсь с чем-то, и этот опыт я до сих пор в себе ношу, не всегда, кстати, с радостью. Периодически я его пытаюсь изменить своей реакцией на него.

Анжелика Матушкина
— Если говорить про чёткое и краткое позиционирование — кто вы сегодня?

— Я юрист, оказываю услуги людям. Основные мои сферы ― это онлайн-сопровождение бизнеса, IT-сопровождение проектов и крипта — тоже процессы, правовое сопровождение.

— Хорошо. Давайте тогда поговорим о развитии корпоративного бренда. Если бы вы построили компанию мечты, на какую компанию она была бы похожа? Можете назвать конкретный бренд или человека, который его представляет?

— Я, к сожалению, внутри мало знакома с такими корпорациями. В голову приходит то, что на слуху, ― Facebook, Microsoft, Apple, естественно.

— А почему? Какие их главные характеристики вам импонируют? Почему вы называете именно их?

— Они оказывают влияние на всех в этом мире и на все процессы.
Стив Джобс и Илон Маск взяли идею, которая казалась всем безумной, реализовали её и изменили жизнь на планете. Они действуют, несмотря ни на что. В них никто не верит, они терпят неудачи и всё равно действуют, приходят к результатам. И они обладают шикарной фантазией, которую умеют воплощать.
По сути всё остальное ― следствие или причина. Почему они такие? Потому что у них построена внутренняя корпоративная структура, все там мечтают работать. Созданы все условия для сотрудников. Это одна из причин. А следствие ― это то, что они обладают большой капитализацией и поменяли жизнь многих людей на этой планете.
— То есть это образ результата, к которому вы стремитесь?

— Конечно.

— То, что они оказывают влияние в принципе на всех людей, ― это образ результата. А качества, характеристики, которые этому способствуют, ― это их структурность? Правильно я вас поняла?

— Построение внутренних процессов в компании. Это не только структура. Это и взаимодействие между сотрудниками, и учёт правовых баз, и учёт мировых тенденций. Это на самом деле комплексная работа, которая включена на всех уровнях.

— И необходима для того, чтобы получить этот желаемый результат.

— Да. Плюс они дают людям то, что делает их жизнь интереснее, счастливее, удобнее.

—Анжелика, какие люди вас больше всего восхищают?

— Стандартно: это Стив Джобс, Илон Маск и Амаль Клуни.

— Почему? За что конкретно?

— Стив Джобс и Илон Маск взяли идею, которая казалась всем безумной, реализовали её и изменили жизнь на планете. Они действуют, несмотря ни на что. В них никто не верит, они терпят неудачи и всё равно действуют, приходят к результатам. И они обладают шикарной фантазией, которую умеют воплощать.

— Это то, что они делают. А если назвать именно качества?

— Уверенность, умение фантазировать, видеть свою цель, конкретизировать её.
Вера в себя — это, наверное, первое. Вера в себя, в свои силы, умение увидеть цель и умение реализовать эту цель. Даже второе ― это умение увидеть то, что не видят остальные.

Галина Куринная
— Анжелика, вы сказали, что занимаетесь криптовалютой. Давайте такой пример разберём. Если в далеком 2011-м году вы бы купили 30 тысяч биткоинов, когда они ещё стоили по одному доллару, сейчас бы у вас был миллиард. Как бы вы распорядились этими деньгами?

— Первым делом я бы позаботилась о том, чтобы у меня их не заблокировали и не изъяли в свете всего, что происходит. Второе: здесь всё банально ― обеспечила бы свои потребности, не только базовые. И третье ― начала бы реализовывать свои цели в более быстром ритме.


Люди не хотят знать свои права, не хотят учиться ими пользоваться. Они хотят, чтобы эти юридические нормы за них действовали, кто-то за них это всё решал.

Цель платформы — решить юридический вопрос за них. Составить такую часть человека, при которой ему не надо ни о чём думать в юридической сфере. Он обращается к этой программе и сразу получает ответ. Документ, ответ, набор действий.
— Расскажите чуть подробнее про цели и про то, как бы вы их начали реализовывать, если бы у вас был неограниченный бюджет на это.

— Сейчас на старте это две цели, которые я потом хочу свести в одну. Первая на данный момент ― это бот «Цифровой юрист фрилансера». Мысль такая: в него пишут вопрос в произвольной форме и тут же получают ответ. Смысл в том, что люди не хотят знать свои права, не хотят учиться ими пользоваться. Они хотят, чтобы эти юридические нормы за них действовали, кто-то за них это всё решал. Цель этого бота — решить юридические вопросы за людей.
Человек обращается к этой программе и сразу получает ответ, документ и набор необходимых действий. Это один проект.

Второй проект на данном этапе ― это платформа через токены на блокчейне. В идеале, когда она создастся, я буду её дальше лоббировать как некий криптокошелёк для фрилансеров, чтобы они могли через него, как через кошелек «Мой налог», оплачивать услуги и товары через крипту. И через этот поток государству бы шли налоги, и была прозрачная и видная система и структура. Это в первом приближении.

А дальше — чтобы на основе блокчейнов, смарт-контрактов происходило внесудебное решение спорных моментов и ситуаций. Заводить туда людей из первой платформы и далее объединять в одну экосистему. В ней, с одной стороны, люди получают ответы на свои вопросы. А с другой стороны, если возникают конфликтные спорные ситуации, на основе смарт-контрактов, без обращения в суд, на основе логики определенных процессов, сразу же происходило бы решение. Например, вам залили потолок — и не нужно больше было бы вызывать службу ЖКХ, писать исковые, судиться, взыскивать, а сразу бы всё происходило на платформе.

— Это потрясающе. Будущее уже наступило.

— Ещё нет. Это пока в моей голове.

— Тем не менее, это очень интересно. Для многих будет просто волшебной палочкой. Хорошо. Как вы думаете, какое у вас главное слово в жизни?

— Упрямство.

— Вы очень уверенно ответили, даже не раздумывали, можно сказать.

— Нет, я думала: или упорство, или упрямство. Всё-таки упрямство больше.

— А чему бы вы хотели учить студентов, если бы устроились преподавателем в университет, параллельно со своей деятельностью?

— Я работала в институте, в МИФИ, и обучала двум предметам ― дополнительные главы матстатистики и теория вероятности, даже через теорию игр, более глубоко. Чему бы я сейчас хотела обучать? Возможно, это была бы смесь правового мышления и возможности раскрытия себя, своих проектов и реализация их.
Много раз на протяжении вековой истории мы видели, что без правового контроля в странах происходит всё, что только можно. Как только люди забывают о правах, или пренебрегают ими, или не защищают их — ничем хорошим это не заканчивается.
Если люди себя чувствуют в безопасности
и под защитой, у них повышаются уверенность и доверие друг к другу, к системе, к стране. Они могут спокойно реализовываться сами, реализовывать свои идеи вовне, развиваться.
— А если вернуться к вашему корпоративному бренду — какие вы закладываете основные смысловые составляющие в него?

— Первое ― я закрываю потребность людей в безопасности, без приложения к этому усилий. Когда право действует, люди находятся под защитой. Много раз мы видели на протяжении истории, веков, что без правового контроля в странах происходит всё, что только можно, и ничего хорошего.

Как только люди забывают о правах или пренебрегают ими, или их не защищают, все начинает рушиться. Поэтому первое ― это всегда будет безопасность.
Когда это будет лежать вне зоны воздействия каких-то внешних сил, государственных решений, когда это всё будет зашито в программные коды и без возможности изменения, будет понятная структура реализации прав. И, соответственно, будет гарантированный уровень безопасности и защиты. Если люди свободно реализуются и развиваются при должном уровне доверия, значит, экономически все хорошо. Поэтому первое для людей ― безопасность, которая повышает доверие и увеличивает показатели их дохода.

Второе ― это по сути снятие дополнительных проблем, на которые уходит время. В принципе оно связано с первым, но это просто другая сторона. Когда люди сталкиваются с какой-то проблемой юридической (а они все с ней сталкиваются, особенно когда игнорируют её вначале), туда уходит много времени, денег, нервов, что портит им жизнь. И эта программа позволяет им проживать жизнь без слива энергии в какие-то проблемы.

И третье ― платформа даёт возможность им не заморачиваться. Опять-таки, давайте объективно ― 97% людей никогда и не будет заморачиваться изучением прав, их реализацией. Всегда будет или «дорого», или «не работает». Поэтому я хочу сделать так, чтобы человек загружал на платформу свою проблему, и больше не переживал об этом. Это такая прокачанная часть человека, на которую он не тратит каких-то усилий. Как в компьютерных играх. Плюс в перспективе планирую вшить в платформу всякие задачки, игры, развлекательно-познавательный контент. Люди будут закрывать свои потребности в том, что они образовываются, в заполнении их досуга правильными полезными вещами.

Галина Куринная
— Правильно понимаю, что будет часть для решения проблем людей, но в то же время будет дополнительный развивающий контрент?

— Да, кому это будет нужно. Правовые игры на прокачку, интересные статьи, лекции.

— Вы совершенно правы, что люди не интересуются своими правами, тем более если их напрямую что-то не коснулось. Точнее, до тех пор, пока не коснулось.

Когда люди сталкиваются с какой-то юридической проблемой, на это уходит много времени, денег, нервов, что портит им жизнь.
— Я бы хотела вернуться к вопросу, что бы я сделала при неограниченных финансовых возможностях.
Поскольку я сама не обладаю достаточными знаниями и компетенциями, поскольку никогда не строила бизнес, я бы направила денежные средства на то, чтобы прокачиваться самой.

И в плане мышления, и в плане конкретных знаний, и в плане доступа к успешным предпринимателям, с которыми бы могла общаться и получать в их кругу рекомендации, поддержку. Направила бы средства на построение команды, на реализацию, взяв лучших специалистов в этой области, тех, кто уже это делал и может сделать для меня и со мной.
— С кем или с чем мне нужно бы было повзаимодействовать, чтобы я поняла, про что ваш корпоративный бренд?

— По сути этого бренда пока нет. Есть я ― эксперт, который хочет создать огромную систему.


Анжелика Матушкина
Сейчас пока я создаю отдельные продукты. То есть я буду развиваться, например, как криптоюрист в ближайшее время, «Цифровой юрист» будет развиваться как цифровой юрист, а крипто-платформа, скорее всего, пойдёт под какое-то госрегулирование. И надо понимать, что у меня сейчас нет какого-то конкретного бренда. Есть только я.

— Наверняка есть мероприятия, площадки, где можно и нужно рассказывать о ваших проектах? В каком событийном поле существует эта тема?

— «Цифровой юрист» ― это по сути любое мероприятие на аудиторию, где где есть фрилансеры. Это прямые эфиры, это куча событий всяких, и уровня больших форумов, и уровня небольших бизнес-завтраков, и мастер-классы. Это статьи в СМИ, соцсети, таргетинг ВКонтакте.

— Как вы считаете, какой главный тренд или фокус в построении корпоративного бренда в 2022-м году?

— Я не знаю. Я пришла как раз к Валерию, чтобы понять, что и как делается.

— Спасибо вам большое за это интервью, Анжелика.

— Спасибо вам тоже.