работа над собой — главная инвестиция в Xxi веке
интервью с участниками программы
Black square exclusive

«Моя миссия — нести свои знания, вдохновлять и обучать»

Юлия Давыдова,
эксперт по клиентскому сервису, диагностике и оптимизации бизнес-процессов
Юлия Давыдова, эксперт по клиентскому сервису, диагностике и оптимизации бизнес-процессов — об адаптивности, о том, как в любой ситуации находить плюсы и открывать для себя новые вершины, как двигаться вперед и не бояться.

Насиба Давлетова
Старший куратор и наставник на программах Black Square University
— Юлия, расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь и как появилась идея вашего дела.

Юлия Давыдова
— Я получила педагогическое образование и преподавала математику в старших классах. Пошла по призванию, как я считала на тот момент, и не понимала, что денег там не заработаешь.

Потом получила образование экономиста, поработала главным бухгалтером в банке. Я всю жизнь мечтала иметь собственный бизнес, поэтому пошла на коммерческую деятельность. Когда закончила учёбу, хотела открыть что-то своё, но мама посоветовала сначала поработать в банке. Она помогла мне устроиться в хороший банк на должность с достойной зарплатой.

Я обслуживала крупных корпоративных клиентов из нефтяной промышленности, начиная с кассового обслуживания и заканчивая валютным контролем. В работе с клиентами применяла в том числе свой педагогический опыт.
Для крупных нефтяных компаний я проводила обучающие мастер-классы, которые не входили в мои обязанности, просто хотелось поделиться информацией.
Потом из небольшого города я переехала в столицу. Шесть лет проработала в столичном банке на разных позициях. За двенадцать лет работы в банках моя позиция менялась девять раз. Мне всегда хотелось заниматься чем-то новым, плюс расширялся мой функционал.
Так получалось, что ни разу не увольняли какого-то человека, после которого принимали меня. Все новые должности были созданы для меня. Например, подразделение, которое руководило дистанционными каналами обслуживания, такими как интернет-банк и мобильный банк, или должность руководителя проектного процессного офиса — созданы в ходе моего развития в банке.

Эта тема была мне очень интересна, и я понимала, что хочу идти дальше. Также понимала, что работа в банке меня сдерживает, что я нахожусь в своеобразной тюрьме.
На совещаниях, которые всегда долго длились и где всё время было одно и то же, у меня возникал вопрос: «Что я здесь делаю?»
Последние годы было внутреннее чувство, что меня зажали. Хотя и должность была высокая, и удовольствие от работы получала.
Когда я приняла решение уйти из банка, у меня было два направления, которыми хотелось заниматься. Первое — это открытие школы финансовой грамотности для детей. И второе — быть бизнес-тренером.

Я получила подтверждение правильности моего решения от Вселенной. Во время увольнения ко мне подошла девушка, которая работала у нас в HR. Она сказала, что у её мужа международная компания по производству оптики и попросила провести там тренинг.
Школу финансовой грамотности мы запустили, но она не взлетела. Не потому, что идея была кривая, а из-за того, что мы её не доработали. Мы сделали сайт, запустили группу. Записалось шесть или семь человек, а мне надо было, чтобы записалось сразу двадцать. И я решила идти в бизнес-тренеры.

Получила сертификат, разослала своё резюме по консалтинговым компаниям. Одна компания сразу откликнулась, и я там отработала год или полтора. Проводила тренинги с клиентами, продолжала развиваться в этом направлении, узнала, как всё устроено изнутри.

Постепенно эта тема для меня трансформировалась. Я стала лучше понимать, чего не хватает клиентам. Занималась процессами в банке, потом добавила туда проектное управление. Это всё мы упаковали, и я начала тестировать на других компаниях, как это работает вне банковской отрасли.
По сарафанному радио ко мне начали приходить просьбы помочь с процессами. Это были немаленькие компании, в том числе и банки, сначала один, потом второй, третий.
Как только я начинала заниматься развитием личного бренда, приходил какой-то новый запрос. Я откладывала личный бренд в сторону и на полгода уходила в новый проект. Заканчивался один проект, по сарафанному радио приходил другой.

Параллельно я очень много училась. Вообще, постоянно нахожусь в обучении. Вот так постепенно пришла в то, чем сейчас занимаюсь.

Насиба Давлетова
 — Замечательно. Скажите, а какими людьми или их качествами вы восхищаетесь?

Юлия Давыдова

— Честными. Не то чтобы восхищаюсь, считаю, что это базовые настройки людей, с которыми я готова общаться. Если вижу, что человек жадный на деньги — я сразу понимаю, что он жадный во всём. Если он нечестный, я могу раз помочь, два, но потом с этим человеком прекращаю общение.
Честность, открытость и щедрость — это базовые моменты, которые, на мой взгляд, должны быть в человеке.
А восхищаюсь я теми людьми, которые берут и делают. Сегодня меня восхитил ролик про дедушку — он получил права пилота в восемьдесят два года. Или женщина, которая похудела после пятидесяти лет и сейчас эту культуру несёт в массы.

Меня вдохновляют люди, которые что-то делают и делают большие вещи, крутые проекты, очень много зарабатывают. Создают крутые проекты, исходя из такой настройки, как честность. Не те, которые создают никчёмный проект и на нём делают деньги. Важно, чтобы это приносило ценность клиенту.
Меня восхищают проекты, которые несут очень много ценности для людей, и создатели этих проектов, которые хорошо на этом зарабатывают.
Восхищают люди, идущие против системы. Но не в плохом смысле, а в хорошем. Например, владелица Wildberries: восемь детей и крутой бизнес. Меня приводят в восторг женщины, которые успевают параллельно воспитывать детей и делать бизнес. Понятно, что там есть свои нюансы. Но по большому счёту это против системы.
У меня трое детей. Ребёнку от первого брака скоро двадцать будет, а двум другим, от второго брака, — четыре и два. Некоторые мои знакомые говорят: «Ты не любишь детей, ты с ними не сидишь». Я ни с одним из детей не сидела в декрете. Занималась ребёнком и параллельно вела проекты.

Раньше меня цепляли такие слова, сейчас я просто улыбаюсь. Это их картина мира, их ограничения. У каждого своё предназначение. Кому-то надо попы вытирать, кому-то — проекты делать.
 — Юлия, а какое качество, на ваш взгляд, самое важное для современного человека?

— Сейчас, поскольку я прохожу Школу Адаптивности, уже скажу, что адаптивность. Я прослушала много уроков, слушаю их по три-четыре раза и каждый раз слышу что-то новое.

Адаптивность. Умение находить в любой ситуации плюсы и минусы. Я всю жизнь стараюсь этому следовать. Конечно, иногда заносит, могу эмоционально отреагировать на ситуацию. Но я уже несколько лет прокачиваю этот скилл в части того, что в любой положительной ситуации есть и минусы в том числе, а в любой отрицательной есть плюсы.

Адаптивность и стремление постоянно учиться, обучаемость. Я сама постоянно учусь.
Я вижу некоторых консультантов, которые живут на минус десять лет назад и эту культуру и эти знания несут компаниям. Это страшно, на мой взгляд.
 — Скажите, а было ли в вашей жизни какое-то событие, которое стало поворотным?

— Не могу сказать, что какое-то стало поворотным, и после него я решила менять свою жизнь. Были события, которые я сложно переносила психологически. Например, смерть мамы.
Когда происходил какой-то поворот в моей жизни, ему предшествовала внутренняя неудовлетворённость происходящей ситуацией, и я принимала решение исходя из внутренних ощущений.
Я понимала, что на протяжении длительного периода не получаю удовольствия от работы в банке. Не столько от того, что я делала, а от внутренней организации. Хотелось скорости. Переехала в другой город, потому что в моём городе мне стало тесно.

Насиба Давлетова
 — Как вы считаете, в чём ваша миссия как эксперта?

— Я изучала отзывы моих клиентов и видела, что они делают упор на то, что я вдохновляю на перемены в жизни. Говорят, что после общения со мной у них появляются силы, запал.

Подруга, у которой проблемы, пишет: «Я отдохнула, поговорив с тобой». Я слышу от людей: «Спасибо, что поддержала, мне стало легче». Начиная от жизненных вопросов и заканчивая общением с родственниками, я помогаю людям посмотреть на ситуацию с разных сторон. Я не учу, как надо и как не надо. Скорее это желание показать, что и у отрицательной ситуации есть плюсы.

Поэтому моя миссия — нести свои знания, вдохновлять, обучать. Потому что когда я делаю и обучающие проекты, и консалтинговые — это не совсем моё. Я делаю это качественно, но не получаю удовольствия.
Мне нужно общение с людьми, передача знаний по тому же консалтингу, анализу процессов или узких мест. Чтобы люди в итоге сказали: «Спасибо, мы получили навыки и можем дальше это делать сами. Вы вдохновили, изменили мышление».

Наверное, я и в школу в своё время не просто так пошла преподавать. Мама тогда была против, родителям не нравилась эта идея. Но там я чувствовала, что это моё предназначение. И сейчас оно схлопнулось уже с моей текущей деятельностью.

— А кто или что является самой большой гордостью в вашей жизни?

Юлия Давыдова
— Многие удивляются, как я решилась переехать в столицу, как жила в такой страшной квартире, пекла торты на заказ, работая в банке. Говорят, что не смогли бы так, но я очень спокойно к этому отношусь.

Часто я принижаю свои достижения, думаю, что это просто нормально. А такое, чтобы в полном смысле гордиться, — сыном горжусь. Детьми, мужем. Из личных достижений горжусь тем, что набралась смелости и ушла из банка, своими проектами. Смотря что понимать под гордостью.

 — То, что даёт чувство наполненности.

— Наполненность мне дают хорошо реализованные проекты. Достижения детей, я сейчас больше, наверное, про старшего ребёнка. Когда у мужа идёт развитие бизнеса и всё получается. И когда я понимаю, что тоже приложила свою руку в части поддержки.

Горжусь, когда после реализованного проекта вижу отзывы, которые трогают до слёз. Когда клиенты пишут не просто: «Спасибо, всё было отлично», а пишут очень личные вещи, и это говорит о качестве моей работы.
 — Юлия, а если бы вы писали книгу, о чём она была бы и как бы вы её назвали?

— Написание книги стоит у меня в планах уже два или три года. Я никак к этому не подступлюсь. Надеюсь, что потихоньку я к ней приступлю.

У меня выработалась своя методика по улучшению бизнес-процессов, по созданию клиентского сервиса, и потому мне хочется преподнести материал с разных сторон. На эти темы книг много, но большинство из них написаны очень сложно. Хочется всё изложить простым языком, чтобы было понятно и наглядно: «Делай раз, делай два, делай три».

Очень часто, когда я предлагаю клиентам почитать книги по теме, понимаю, что если бы сама в этом не поработала, то ничего бы не поняла. Плюс, когда на старте у меня топы просят список книг, которые их сотрудники могут почитать до обучения, — я даю список, но люди оттуда мало что понимают. Причём это не рядовые сотрудники, это реально развитые люди, в том числе начальники подразделений.

Поэтому хочется написать книгу по своей теме. Соединить опыт из различных областей и преподнести под своим углом. Про название пока не скажу, но она будет про процессы и про клиентский опыт.