1. Взгляд на реальность или фильм — это отражение внутреннего состояния человека, его настроения и обстоятельств жизни. При просмотре одного и того же фильма, каждый воспринимает его по-своему. Мы видим мир через свои фильтры, и нам это кажется единственно верным. Синемалогия помогает лучше понимать собственные стратегии и их искажение, которое нужно проработать.
2. Ориентация исключительно на факты, которые есть в фильме, а не на собственную оценку. Здесь важно не отвлекаться от просмотра, иначе есть риск упустить цепочку событий или ее элементы, которые внимательный зритель может безошибочно интерпретировать, а невнимательный исказит неверными выводами.
3. Внимание на эмоционально-психологическом состоянии главных героев: как и почему меняется их поведение. Мы анализируем целеполагание героев, а затем его результат: чего они хотели, и к чему это привело, получили ли они желаемое, следуя своим стратегиям, выиграли ли от этого или проиграли. С опытом у нас появляется навык предугадывать события, при этом собственная проекция уменьшается. Это позволяет нам глубоко постичь природу человека с тысячей переменных.
4. Акцент на завязке фильма. Часто именно здесь нам дается определенная подсказка — о чем будут следующие события. В начале сюжета словно зашит ДНК, который ведет к верной интерпретации.
5. Важность контекста — то, как в зависимости от ситуации меняется психическая динамика. Например, какая погода, в каких условиях живет герой, есть ли противоречие между его моральным состоянием и внешним видом. Мы сопоставляем внутреннюю динамику героя с его реальностью.
6. Наблюдение за развитием сюжетных линий. В них есть взаимосвязи, и надо уметь их искать, вылавливать, сопоставлять, и как результат, видеть причину и следствие в каждой их смене.
7. Принцип шахматной доски. Мы обращаем внимание на то, как герои влияют друг на друга. Какие-то процессы могут резко меняться в зависимости от появления нового героя или исчезновения старого.
8. Качество контента превыше всего. Для синемалогического разбора нужно брать фильмы, которые отзываются у зрителя: это часто видно по рейтингам и рецензиям. Фильмы-пустышки, из которых вряд ли можно что-то почерпнуть, разбирать не стоит.