работа над собой — главная инвестиция в Xxi веке

ПРОБЛЕМЫ XXI ВЕКА: 7 КЛЮЧЕВЫХ МЫСЛЕЙ ЮВАЛЯ ХАРАРИ

САММАРИ ПО КНИГЕ «21 УРОК ДЛЯ XXI ВЕКА»
Время чтения — 25 минут

Об авторе



Юваль Ной Харари — профессор истории в Еврейском университете Иерусалима, историк-медиевист, автор международных бестселлеров о развитии и будущем человечества родился 24 февраля 1976 года. Он окончил Еврейский университет в Иерусалиме, где изучал историю войн и историю средних веков, затем поступил в колледж Иисуса (Оксфорд), где получил докторскую степень.


В 2003 году Харари приступил к исследованиям исторических процессов и их развития. Эти работы проспонсировал благотворительный Фонд Ротшильда.

Юваль Н. Харари

Юваль Ной Харари интересуется всемирной историей и макроисторическими процессами. Проводя исследования, он пытается ответить на множество вопросов.


  • Историческая справедливость — что это и возможна ли она в реальности?

  • Есть ли взаимная связь между историей и биологией?

  • Чувствуют ли молодые люди себя счастливее по сравнению с представителями предыдущих поколений?

  • Имеет ли процесс развития истории определенное направление?

В 2012 году Юваль Ной Харари стал членом Академии молодых ученых Израиля. Он продолжает научную деятельность, результатами которой делится на страницах публикаций.

Книги и лекции профессора истории
На счету профессора истории десятки статей и несколько книг, которые уже успели стать бестселлерами во многих странах мира. На русском языке можно прочесть следующие работы автора:

  • «Sapiens. Краткая история человечества»;

  • «Homo Deus. Краткая история будущего»;

  • «21 урок для XXI века».
О книге

Профессор в своей книге «21 урок для XXI века» исследует, что значит быть человеком в эпоху неопределенности. Чему учить детей? Как защитить себя от ядерной угрозы, экологических сбоев? Что делать с эпидемией фейковых новостей и опасностью террористических атак? Он пытается осмыслить, что происходит сегодня в мире и каков глубокий смысл этих событий.


Будущему поколению понадобятся развитые навыки критического мышления, коммуникации, сотрудничества и творчества. Харари не всегда обнадеживает, зато не боится бросать вызов общепринятым взглядам. Дает отрезвляющий взгляд на человеческие перспективы.

О настоящем

«21 урок для XXI века» занимает промежуток между двумя фундаментальными трудами — Homo Sapiens, описывающим прошлое человечества, и Homo Deus, заглядывающим в его будущее. Эта книга сосредоточена на текущем моменте и потому, естественно, объемом намного меньше обеих других книг: охватываемый период времени и круг проблем сравнительно мал. Но это самый важный период и животрепещущие проблемы — то, что происходит с нами сейчас и определяет дальнейший путь человечества.


В XXI веке происходят радикальные перемены, в результате которых ни человеческое общество, ни сам человек никогда уже не будут прежними. Ключевые перемены связаны с развитием информационных технологий и биотехнологий.


1. Ближайшее последствие развития инфо- и биотехнологий — исчезновение многих рабочих мест, необходимость неоднократной переквалификации

Развитие технологий всегда сопряжено с исчезновением ряда профессий или резким сокращением рабочих рук в конкретной отрасли. В своей книге Харари объясняет, чем отличается нынешняя ситуация и почему на этот раз будет сложнее переквалифицировать освободившихся работников и найти им места:


  • Профессии, связанные с обслуживанием искусственного интеллекта и обработкой данных, слишком сложны, для овладения ими могут понадобиться годы.

  • Не каждый безработный решится в середине жизни на такие перемены.

  • Не хватает государственных программ для финансирования переобучения и поддержания уровня жизни студента и его семьи.

  • За несколько лет и эти навыки могут устареть.

Слова «То, что вы узнаете на первых двух курсах, устареет прежде, чем вы покинете университет» стали уже привычными для студентов.


  • В долгосрочной перспективе искусственные интеллекты перейдут на самообслуживание, поэтому вкладываться в переквалификацию невыгодно.

  • Школа и даже институт утрачивают связь с жизнью: за время учебы ситуация на рынке труда может измениться, и тем более она неоднократно изменится при жизни одного поколения.

2. Социальная реальность усложняется, возникает угроза для демократии: управление на основании Больших данных и с помощью алгоритмов, выделение вечной элиты


Харари считает, что либеральная идеология переживает кризис, который усиливается непониманием политиками потенциала новых технологий.


Что значит либерализм не для политика, а для обычного человека? Прежде всего, это свобода выбора: где жить, какую предпочесть профессию, с кем общаться, что покупать. Поначалу права человека распространялись на весьма ограниченный круг европейцев и их потомков в колониях. Все прочие расы, женщины, религиозные, сексуальные и любые другие меньшинства исключались из привилегированного круга.


После Холодной войны, когда либерализм восторжествовал практически во всем мире, права человека и социальные гарантии (пособия, медицина, образование, пенсия) стали не просто словами. В мире стало больше свободного предпринимательства, демократических режимов, отошли в прошлое диктатуры.


Либеральные идеологи считали, что если защищать права человека, создавать свободные рынки и обеспечить людям свободу передвижения по миру, то вскоре мир придет к полной гармонии, несмотря на то, что некоторые страны, привыкшие к прежнему укладу, будут противиться этому. Их развитие будет замедляться, пока они не присоединятся к большинству. Тем не менее, финансовый кризис 2008 года пошатнул веру в либерализм.


Именно в это время, считает Харари, началось разочарование в либерализме. Многие правительства только на словах являются демократическими, а на деле манипулируют своей судебной системой, душат свободную прессу и демонизируют любую оппозицию, приравнивая ее действия к измене.


Доверие к либерализму стало падать и на фоне революции в области био- и информационных технологий. Небольшая элита получила возможность править с помощью цифровой диктатуры и алгоритмов больших данных.


Возникают опасения, что нынешняя элита использует технологии в своих интересах, навсегда закрепит свое положение и на том прекратится всякая социальная мобильность и возможность демократии.


Элита может улучшать ДНК своего потомства, обеспечить бессмертие только себе, лишить такой возможности всех остальных, и уже это приведет к непреодолимому социальному расслоению. С помощью искусственного интеллекта элита будет принимать быстрые и безошибочные решения.


Большинство людей будет страдать не от нещадной эксплуатации, а от полной бесполезности. Это стало настоящей угрозой для демократии.


Поисковые системы за нас принимают решение, выдавая ссылки в той последовательности, какую сочтут оптимальной. Игру на бирже сейчас в основном ведут алгоритмы. Они же сформировали такую финансовую систему, что простой смертный с трудом понимает ее.

Возможно, когда искусственный интеллект еще больше усовершенствуется, в финансах вскоре не сможет разобраться вообще никто, так что правительства будут слепо полагаться на алгоритмы.
Инфотехнологии способны разгадать действующие в нашем мозгу алгоритмы, более того — способны на них повлиять или же принять за нас «лучшее решение». Не сменится ли демократия автоматическим управлением, не будут ли вместо избирателей и президентов действовать алгоритмы?

3. Национализм, как и другие «-измы» — фикция, необходимая для объединения и сотрудничества, но становящаяся опасной, когда ее принимают за реальность
Государства, религиозные и национальные общности были необходимы для выживания, они обеспечивали защиту от внешних врагов и поддержку в любых обстоятельствах. Зато они и требовали безусловной преданности. Чтобы люди платили налоги и отдавали жизнь на войне, нужны мощные национальные мифы и символы, сложный аппарат пропаганды и просвещения.

Национализм — вовсе не архаический пережиток, избавившись от которого мы бы очутились в раю либерализма и всеобщего братства.

Национализм весьма силен в таких мирных и процветающих странах, как Швеция, Германий, Швейцария, а страны, лишившиеся национальных уз, чаще всего погружаются в хаос племенных раздоров, как Афганистан.

Не следует путать национализм с шовинизмом и фашизмом.

Национализм: «Мой народ уникален (как и каждый народ), и я имею перед ним серьезные обязательства».

Шовинизм: «Мой народ превыше всех, и я имею перед ним исключительные обязательства».

Фашизм: «Только мой народ имеет значение, и ради его блага можно принести в жертву хоть все человечество».

Поскольку нация, как и государство, является фикцией и состоит из людей, не соединенных кровным родством, современный национализм обычно отказывается от апелляции к «крови и почве», заменяя их преданностью флагу, институтам, истории и в целом «культуре».

4. Перед человечеством стоят глобальные проблемы, связанные с развитием инфо- и биотехнологий, с угрозой ядерной войны и парниковым эффектом


Раньше технологии освобождали человека от физического или монотонного труда, а теперь вытесняют человека там, где он привык считать себя незаменимым.


Компьютер без труда справится с работой водителя, банкира, пешехода, юриста. Людям кажется, что предугадывая намерения пешехода, заемщика или участника переговоров, они пользуются развитой интуицией. На самом деле их мозг просто распознает определенные сигналы — по интонации, движениям, мимике и запахам.


Искусственный интеллект может делать это еще лучше. Кроме того, в отличие от человека, он обладает обновляемостью и способен объединяться в единую сеть. Возможности такой постоянно обновляемой сети, сродни нейронной, намного превосходят человеческие.


Так что в недалеком будущем, скорее всего, искусственный интеллект заместит человека в медицине, управлении транспортными средствами, а со временем, возможно, и в искусстве, научившись распознавать эмоции и воздействовать на них.

Тем не менее мы вкладываем недостаточно ресурсов в изучение человеческого сознания, а вместо этого стремимся повысить скорость интернет-связи и эффективность алгоритмов Big Data. Такое легкомыслие может привести к тому, что деградировавшие люди будут неправильно использовать совершенные компьютеры, уничтожая самих себя и мир вокруг.
На уровне «обычного человека» он вызывает два опасения:

  • Нашу работу отберут роботы.

  • Нами будут манипулировать.

Появление атомной бомбы изменило геополитику. Несмотря на то, что страны после Второй мировой войны сумели предотвратить ядерную войну, свести к минимальному кровопролитию конфликты, порожденные Холодной войной, угроза ядерной войны остается. Это одна из глобальных проблем, которые могут решаться лишь совместными усилиями человечества.
Изобретать орудия у людей всегда получалось гораздо лучше, чем разумно их использовать.

Наиболее вероятной угрозой на данный момент остается экологическая. Из серийного убийцы человек превращается в массового. Если в ближайшие 20 лет не сократить выхлопы газов с парниковым эффектом, средняя температура на Земле повысится более чем на 2 градуса, что приведет к таянию полярных льдов, распространению пустынь, затоплению значительных территорий. Сотни миллионов людей лишатся крова. Таяние льдов запустит цепную реакцию: меньше солнечных лучей будет отражаться от Земли, и нагрев ускорится.


Но в отличие от ядерной войны, которая одинаково страшна для всех, потепление угрожает разным странам в разной степени, и заинтересованность в переходе на возобновляемые источники энергии тоже разная.


Для России потепление даже благоприятно, но Кирибати исчезнет с лица Земли. Страны-поставщики углеродов зависят от этой отрасли экономики, но Китай, Япония и Южная Корея предпочли бы избавиться от импорта нефти и газа.


Каждая из этих трех проблем угрожает будущему человечества, но в совокупности они породили невиданный прежде экзистенциальный кризис, охвативший весь мир. Перед лицом этих глобальных проблем привычная национальная политика утратила эффективность. Из этой ситуации предлагается два выхода:


  • Деглобализовать экологию, экономику и науку, то есть предоставить каждой стране самостоятельно решать эти вопросы. Именно такой выбор предлагают изоляционисты: укрепим свой суверенитет, а до общих проблем нам и дела нет.

  • Глобализовать политику.

Экологию и науку разделить на национальные проблемы не удастся. Да и деглобализация экономики — затея весьма накладная. Следовательно, придется глобализовать политику, однако речь идет не о затеях создать всемирное правительство.

5. Школа будущего должна давать не знания и даже не умение их добывать, а умение постоянно отстраивать цельную картину и быть готовым к постоянным переменам


Харари призывает перестроить образовательную систему, потому что предметные знания стремительно устаревают. Всё, чему учат детей в современной школе: решать уравнения, проводить опыты, писать компьютерные программы, разговаривать по-китайски, сможет выполнять искусственный интеллект.


Изменилась цена знания. Если в XIX веке его недоставало, то в XXI информации слишком много, и она теряет достоверность и ценность.

В таком мире ученикам от учителя меньше всего нужна информация. Они и так ею перегружены. Люди нуждаются в умении понимать информацию, отличать важное от несущественного, а главное — соединять разрозненные фрагменты информации в целостную картину мира.
В любом уголке Земли мы можем наблюдать бомбардировку Алеппо или таяние полярных льдов. Но при этом мы столкнемся с множеством противоречивых версий и не будем знать, кому верить. Кроме того, постоянно вторгается другая информация и мешает сосредоточиться.

Школа будущего должна давать не знания и даже не умение их добывать, а умение отличать истину от лжи, существенные подробности от второстепенных и, самое главное, постоянно отстраивать цельную картину.

Прогрессивные педагоги предлагают сосредоточиться на критическом мышлении, коммуникации, командной работе и креативности. Детям нужно давать не конкретные и технические знания, а общие и гибкие жизненные навыки, самый главный из которых — умение принимать перемены, всегда учиться новому и сохранять равновесие в непривычной ситуации.
Многие специалисты в области педагогики утверждают, что школы должны перейти к обучению четырем навыкам: критическому мышлению, коммуникации, сотрудничеству и творчеству.
Человек будущего должен стать «автохакером». Поэтому подростки должны понимать, какие алгоритмы ими управляют. Отличать внутренний голос от того, что продиктовано пропагандой, коммерческой рекламой или биохимией. Молодому поколению придется отказаться от привычных источников смысла — как «великих нарративов» религии, национализма и т. д., так и от мифа о свободе воли. Полагаться на старших не получится. В ближайшие десятилетия им придется принимать решения, которые определят будущее жизни на Земле, и без нового «космического» мировоззрения они будут слепы. Но и полагаться на технологии тоже нельзя. Остается лишь рассчитывать на самого себя.
Таким образом, лучший совет, который я могу дать пятнадцатилетнему подростку из морально устаревшей школы где-нибудь в Мексике, Индии или Алабаме, звучит так: не слишком полагайтесь на взрослых. Большинство из них желают вам добра, но они просто не понимают этот мир. В прошлом было относительно безопасно подражать взрослым, потому что они очень хорошо знали жизнь, а мир менялся медленно. Но в XXI веке все изменится. Из-за постоянно растущих темпов перемен вы не сможете с уверенностью определить, что передают вам взрослые: мудрость, неподвластную времени, или устаревшие предрассудки.

6. Новый человек обретет долголетие, но будет постоянно менять не только профессию и место жительства, но и круг друзей. И гендер, и многие ценности сделаются текучими.


Биотехнологии и инфотехнологии изменят само понятие «быть человеком». Преобразятся фундаментальные структуры жизни, и основным качеством человека станет изменчивость.


Биотехнологии способны продлить жизнь на столетия, наделить нас новыми органами восприятия. Возможно, появятся новые формы человеческой жизни, от киборгов до облака данных. Гендерная идентичность станет флюидной, компьютерный интерфейс одарит человека новыми ощущениями.

К 2050 году безнадежно устареть может не только идея «пожизненного найма», но и концепция «профессии на всю жизнь».

Поиски идентичности сделаются намного более сложными и насущными, чем когда-либо прежде. Это уже происходит, и именно этим вызван высокий уровень стресса.


Различные мифы, на которые человек привык опираться — национальные, религиозные, — отпадают, и остается лишь индивидуальный, либеральный миф. Либеральный миф призывает бороться за свободу и творить. Однако наука разоблачила этот миф: наш выбор и наше творчество — тоже продукт биохимических реакций в нейронах. И «свобода», и «Я» — лишь великий миф.

«Мы свободны следовать своим желаниям или подавлять их — однако мы не свободны пожелать того, а не этого», — считает Харари.

Признание «Я» и «свободы воли» фикцией вернет нам свободу. Человек должен понять, что он — не «связная история», не «аватар».


Люди проводят половину жизни в соцсетях, конструируя свое «Я». Другие люди видят в этом подмену реальной жизни, не замечая, что и в реальной жизни они опираются на иллюзии.


Либерализм отказался от великого нарратива религии и государства, но человек, нуждающийся в смысле, стал выстраивать такой же нарратив из собственного опыта.


Сейчас нам остается принять:


  • неизбежность перемен;

  • отсутствие связного сюжета собственной жизни;

  • отсутствие абсолютных категорий свободы и смысла.
7. Единственной реальностью в потоке перемен останется непреложность страдания и сострадания. Достоинство человека проистекает из сострадания
Сострадание — основа и суть природы человека

Последняя глава этой небольшой книги, где автор настоятельно рекомендует освоенную им еще в юности практику медитации, может смутить читателя, приверженного другим религиозным традициям, и тем более читателя нерелигиозного: не странно ли в книге, разоблачающей все мифы и иллюзии, в книге сугубо рациональной, наткнуться под конец на разговор о медитации? И что делать тем, кто не готов к такого рода истинам? С чем мы остаемся, когда Харари лишил нас даже иллюзии собственного «Я»?

Мы остаемся с реальностью другого человека. Удивительным образом и древние религии, и духовные практики (буддизм, йога, эзотерические учения), и классический либерализм, и лучшие образцы научной фантастики утверждают реальность чужого переживания. Даже если мы — подопытные кролики или голограммы в матрице, страдание конкретного человека всегда безусловно реально (в отличие от риторических фигур о «страдающей Отчизне»).

Декларация независимости и все последующие декларации прав человека в той или иной форме утверждают право человека на счастье, на стремление к счастью. Это право было бы пустым звуком, если бы авторы деклараций не признавали реальности страдания, реальности, побуждающей что-то менять, реальности, напрямую затрагивающей достоинство человека.

Так, совершив огромный круг — представив нам почти немыслимое и уже близкое будущее, где человек может утратить и биологический свой облик, и все привычные социальные статусы, и принять, как единственную данность, вечные изменения, — «21 урок для XXI века» приводит нас в ту точку, где некогда начинался древний человек.

Приводит в реальность другого, реальность сострадания. И это же — точка, где зарождается понятие о достоинстве человека. Именно к этому понятию часто апеллируют противники перемен: дескать, человек с искусственными органами, генно-модифицированный, живущий на другой планете, не размножающийся половым способом, превратившийся в алгоритм внутри машины — уже не человек, его уникальное достоинство уничтожено.


А на самом деле достоинство человека уничтожается лишь отказом признать человеческое достоинство другого. И утверждается состраданием.


Эмпатия обладает поразительной способностью расширяться, охватывая все новые существа. Уже один из отцов политического либерализма Иеремия Бентам (1748−1832) отстаивал права животных на том основании, что они обладают способностью страдать. Ныне существуют общества, защищающие и права растений. Если появятся машины и алгоритмы, способные к страданию, сострадание распространится и на них.


Есть надежда, что развитие инфотехнологий и биотехнологий не лишит человека достоинства, но, возможно, достоинство человека распространится и на существа, предметы и даже явления, которые ныне мы не признаем «реальным другим».


В книге вопросов больше, чем ответов, ведь «настоящее» всегда находится в движении, и едва ли возможно с полной уверенностью зафиксировать именно те явления и тенденции, которые окажутся наиболее важными. Может быть, некоторые наши достижения покажутся незначительными, другие не удастся закрепить, зато и страшные прогнозы не сбудутся.


Специфика настоящего и настающего, по мнению Харари, заключается в глобализации экологических и экономических проблем и развитии кардинально меняющих мир и самого человека биотехнологий и инфотехнологий.

Обсуждая глобальные проблемы, он постоянно дает один и тот же совет: вернуться к первоосновам. Всмотреться во взаимодействие нейронов и синапсов в собственной голове. Затем — в такую же работу нейронов и синапсов в голове другого человека.


Постоянная сверка с этой малой реальностью, которая всегда под рукой, способна спасти от мифов и приводит к состраданию, взаимопониманию и сотрудничеству.


Книгу нужно читать тем, кто хочет восстановить связь с реальностью и обрести иммунитет против пропаганды. Она помогает понять неизбежность радикальных перемен и принять их конструктивно, преодолеть стереотипы, которые мешают адаптироваться к переменам.