работа над собой — главная инвестиция в Xxi веке
Концепция свободы Эриха Фромма и 3 механизма бегства от неё
Саммари книги Эриха Фромма «Бегство от свободы»
Время чтения — 10 минут
Понятие «бегство от свободы» было введено в научную литературу американским психоаналитиком Эрихом Фроммом (1900−1980). В одноименной работе «Бегство от свободы» (1941) он попытался не только ответить на вопросы, что означает свобода для современного человека, каковы его переживания по поводу обретенной им свободы и почему индивидуум стремится избавиться от нее, но и и раскрыть психологические механизмы бегства от свободы, к которым человек прибегает в процессе своей жизнедеятельности.
Эрих Фромм — социальный психолог, психоаналитик

Концепцию свободы Фромм считал фундаментальной частью человеческой природы и психологического счастья: «свобода определяет человеческое существование как таковое». Он полагал, что понятие свободы меняется в зависимости от степени «осознания человеком самого себя как независимого и самостоятельного существа».


Когда же человек пытается следовать нормам общества, свобода может превращаться для него в невыносимое страдание. У человека возникает непреодолимое желание избавиться от нее, найти какой-либо иной способ связи с миром и людьми, чтобы «избежать неуверенности, пусть даже лишившись свободы».


В книге «Бегство от свободы» Фромм провел анализ феномена человеческой тревоги, порожденной распадом средневекового мира, в котором, несмотря на многие опасности, человек чувствовал себя защищенным. После столетий борьбы человек преуспел в создании неслыханного материального благосостояния, построил демократические общества в некоторых регионах мира и одержал победу, защищая себя от тоталитарных схем.


Однако современный человек все еще обеспокоен и испытывает соблазн отдать свою свободу разного рода диктаторам или лишиться ее, превратившись в маленький винтик машины, сытый, хорошо одетый, но не в свободного человека, а в автомат.

Обложка книги «Бегство от свободы»
Фромм проанализировал завоевание свободы в эпохи Средневековья, Возрождения и развития капитализма и пришел к следующим выводам.

В процессе превращения ребенка во взрослого человека и становления человечества наблюдается постоянное стремление к обретению свободы от внешних сил, но не осознаются те внутренние принуждения и страхи, которые ставят под сомнение все завоевания свободы.
«Мы зачарованы ростом свободы от сил, внешних по отношению к нам, и, как слепые, не видим тех внутренних препон, принуждений и страхов, которые готовы лишить всякого смысла все победы, одержанные свободой над традиционными её врагами».

Свобода имеет двоякий смысл, поскольку, с одной стороны, человек освобождается от уз прежней власти и становится «индивидуумом», а с другой — ощущает одиночество и собственное бессилие, превращается в орудие внешних целей, отрывается от самого себя и окружающего его мира.


Следует различать «свободу от» внешних ограничений и «свободу для» реализации внутреннего потенциала человека. «Свобода от» принесла человеку победу над силами природы, независимость от обстоятельств жизни, но в то же время изолировала его от других людей, породила в нем чувства одиночества, бессилия, пустоты, тревоги. Если человек не может перейти от негативной «свободы от» к позитивной «свободе для», то он различными способами стремится «избавиться от всякой свободы вообще».


В своей работе Фромм основывался на психоаналитическом представлении о действии бессознательных сил в глубинах человеческой психики и раскрыл психологические механизмы бегства от свободы. Он показал, что пути избавления от свободы являются следствием неуверенности и беспомощности изолированного индивидуума, который в попытках избавления от тревоги прибегает к таким психологически действенным и социально значимым механизмам бегства от свободы, как авторитаризм, разрушительность, конформизм.

1. Авторитаризм
Кадр из фильма «Обыкновенный фашизм»

Авторитаризм связан со стремлением человека к подчинению и покорности, обретению новых вторичных уз вместо утраченных первичных. Чаще всего этот механизм принимает форму мазохизма и садизма.

Подчиняясь другому человеку, государству или идее, человек лишается свободы, а значит, и проблем ею вызванных. Человек при этом растворяется в чём-то внешнем, в чём-то более могущественном. Обычно это рационализируется как чувство долга, преданность и т. п.


Конечно, это не отрицает существование настоящего патриотизма, настоящей преданности, настоящей любви и т. д., но следует научиться отличать их от замаскированных мазохистских тенденций.


Садист же, управляя другим человеком, ощущает себя могущественным и сильным. Он перестаёт испытывать чувство ничтожности и неполноценности. Если жертва садиста исчезнет, он начнёт страдать. Поэтому садист зависит от мазохиста так же, как и мазохист от садиста.


Садизм тоже рационализируется, причём гораздо чаще и гораздо искуснее, т.к. он менее допустим. Например, человек с садистской тенденцией может оправдывать себя словами: «Я говорю тебе, что делать, потому, что я знаю, как тебе будет лучше, и хочу помочь!»


Чаще всего человек проявляет обе тенденции сразу: по отношению к кому-то или чему-то он мазохист, а по отношению к кому-то или чему-то другому — садист.

«Любовь основана на равенстве и свободе. Если основой является подчиненность и потеря целостности личности одного из партнеров, то это мазохистская зависимость, как бы ни рационализировалась такая связь. Садизм тоже нередко выступает под маской любви. Управляя другим человеком, можно утверждать, что это делается в его интересах, и это часто выглядит как проявление любви; но в основе такого поведения лежит стремление к господству».
2. Разрушительность
Разрушительность связана с полной ликвидацией объекта, чтобы тем самым избавиться от невыносимого чувства собственного бессилия.

Садистско-мазохистские отношения, как уже было сказано, — симбиоз. И тот, и другой человек находятся во взаимной зависимости. Этот симбиоз может быть связан с разрушительностью, но нельзя ставить между авторитаризмом и разрушительностью знак равенства.

Разрушая окружающий мир, человек избавляется от чувства бессилия.
«Разрушить мир — это последняя, отчаянная попытка не дать этому миру разрушить меня. Целью садизма является поглощение объекта, целью разрушительности — его устранение».
3. Автоматизирующий конформизм

Конформизм связан с отказом человека от самого себя, утратой собственного Я, превращением в робота. К этому механизму прибегает большинство населения.


«Коротко говоря, индивид перестаёт быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным „я“ и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием».


Почему конформизм именно «автоматизирующий»? Фромм имеет в виду слово «автомат», то есть робота, человека, похожего на миллионы других, делающего то же, что и все остальные, без какой-либо индивидуальности.

Иллюстрация из произведения «Мы» Евгения Замятина
Индивидуализация общества приводит к тому, что человек начинает чувствовать себя одиноким, покинутым, изолированным, жалким и бессильным. Но отказавшись от своей индивидуальности, от права самостоятельно выбирать жизненный путь, человек сбрасывает с себя бремя свободы и избавляется от гнетущего чувства собственной слабости и сомнений.
«Современный человек полагает, что его поступки мотивируются его интересами, однако на самом деле его жизнь посвящена целям, которые нужны не ему».

Анализ свободы и психологических механизмов бегства от нее в современном мире привел Э. Фромма к пониманию того, что процесс развития свободы не является порочным кругом, с неизбежностью предполагающим усиление стремления человека к избавлению от свободы как таковой.


По его убеждению, возможны варианты такого развития, когда человек может быть свободным и независимым, но в то же время связанным с другими людьми и человечеством. Речь идет об обретении человеком «свободы для», той позитивной свободы, которая предполагает спонтанную активность индивидуума в направлении развертывания его внутреннего потенциала и творческих возможностей, реализации чувственных, эмоциональных и интеллектуальных способностей, становления продуктивной и преисполненной любви личностью.

«Новый путь — единственно продуктивный, не приводящий к неразрешимым конфликтам, — это путь спонтанных связей с людьми и природой, то есть таких связей, которые соединяют человека с миром, не уничтожая его индивидуальности. Такие связи, наивысшими проявлениями которых являются любовь и творческий труд, коренятся в полноте и силе целостной личности и поэтому не ограничивают развитие личности, а способствуют этому развитию до максимально возможных пределов».