работа над собой — главная инвестиция в Xxi веке

КАК НЕ СТАТЬ ЛЮЦИФЕРОМ: 10 ПРАВИЛ ФИЛИПА ЗИМБАРДО

Саммари книги Филипа Зимбардо «Эффект Люцифера»
Время чтения — 15 минут
Токсичная семья или травля в классе, армия, секта или деструктивный рабочий коллектив – очутившись в системе насилия, многие люди начинают творить ужасные вещи вовсе не потому, что являются от природы садистами. Их гипнотизирует ореол власти, исходящий от вышестоящих, они присоединяются к большинству (которое, конечно, не может заблуждаться), они верят фальшивым лозунгам, прикрывающим ужасные дела…
“Самые позорные акты жестокости по отношению к своим собратьям совершают не маньяки-убийцы, а самые простые люди”.
Филип Зимбардо

В книге «Эффект Люцифера» Филип Зимбардо раскрывает природу зла. На злодеяние способен каждый из нас, для этого нужны лишь подходящие обстоятельства. Особенно, когда мы оказываемся частью структуры или толпы и не способны противостоять силе группового сознания. У человека к животной потребности в безопасности присоединяются потребности социальные: все тот же конформизм и желание занять свое место в иерархии. Противопоставляя себя «другим», человек и укрепляется в группе, и повышает свой статус за счет чужаков.


Зимбардо подробно описывает такой эффект как дегуманизация (нечто вроде «катаракты мозга») – именно она мешает человеку ясно мыслить и заставляет его считать, что другие люди, особенно непохожие в чем-то на нас, – это не люди. Этот прием используется чтобы натравить одну часть общества на другую. Враг изображается в качестве мерзкого, опасного животного — крысы, таракана, свиньи. В отношении «грязных свиней» не действуют обычный запрет убивать. С помощью таких мер подготавливается государственный террор или геноцид. Страдающие этой «катарактой» видят в других лишь врагов, которые несомненно, заслуживают страданий, пыток и уничтожения, но никак не отношения как к равному себе.


Профессор подводит итоги многолетней работы, исходным пунктом которой стал Стэнфордский тюремный эксперимент (1971 г.). В исследовании принимали участие 24 психически устойчивых молодых человека, случайным образом разделенных на «заключенных» и «охранников» и помещенных в условия, максимально имитирующие тюремную обстановку.

С первого же дня участники эксперимента настолько вошли в роль, что словно перестали быть самими собой. Не сверяясь со здравым смыслом и совестью, они покорно принимали правила игры, доверяли власти, следовали групповому примеру, то есть были хорошими исполнителями, честными подчиненными. Надзиратели изобретали жестокие и унизительные наказания, а у заключенных стремительно развивались симптомы заученной беспомощности. Сторонние наблюдатели и даже близкие не вмешивались.


За считанные дни «заключенные» были настолько деморализованы и растоптаны, а «охранники» полностью потеряли человеческое обличье и превратились в садистов, что эксперимент решено было прекратить досрочно.


Зимбардо пришел к выводу, что поведение человека в значительной степени определяется ситуацией: это может быть не только «власть» или «тюрьма», но и другие факторы, особенно действенные в подростковых компаниях, в замкнутых группах, где происходит инициация, при любом разделении на «мы» и «они».

За ситуацией стоит система — государство, власть, идеология, воспитание, социальный уклад, понятия. Они-то и обеспечивают узаконенную поддержку, ресурсы, благодаря которым возникают те или иные агрессивные проявления.

“Власти предержащие обычно не совершают злодеяний сами, как и главари мафии, которые оставляют грязную работу рядовым «бойцам». Системы создают иерархии, где влияние и связи направлены сверху вниз - и лишь очень редко снизу вверх”.

Чтобы не превратиться в Люцифера, не попасть под власть деструктивной группы или выйти из нее до того, как последствия станут неотвратимыми, Зимбардо предлагает придерживаться 10 правил-установок:


1. «Я совершил ошибку!»


Если человек оказывается втянутым в недобрые дела, он встает перед мощным искушением: рационализировать ситуацию, искать отговорки и оправдания. Гораздо правильнее честно признаться себе: я совершил ошибку, я занимаюсь неправильными вещами. Так появляется шанс выйти из порочного круга, а не продолжать творить зло, убеждая себя, что ничего дурного на самом деле не происходит.

“Но это так трудно — просто сказать: «Я совершил ошибку. Мне очень жаль». Вместо этого мы начали бессознательно искать «козлов отпущения», пытаясь снять с себя ответственность”.

2. «Я бдителен»


Зачастую мы действуем машинально, накладывая на новую ситуацию шаблоны, которые работали для старой, – однако это может привести к ошибке. Зимбардо рекомендует избегать жизни «на автопилоте». Время от времени нужно делать передышки в стиле дзен: поставить поток мыслей на паузу, выйти за рамки ситуации, оценить ее со стороны и подумать, как действовать дальше. Когда вы начинаете задавать неудобные вопросы, требовать доказательства, уточнять, сомневаться, то люди, которые планируют вас использовать, могут поднять вас на смех или попытаться задавить авторитетом. Однако критическое мышление всегда окупается.


3. «Я несу ответственность»


Одна из ловушек, в которую пытается загнать нас нечистая совесть, – мысль о коллективной ответственности. «Я всего лишь выполнял приказ», «все так делают» – такие установки помогают договориться с нечистой совестью, однако вины не снимают. Зимбардо советует всегда поддерживать в себе чувство личной ответственности. Человек, который привык отвечать за свои поступки, не будет слепо подчиняться власти. Ему, как никому другому, понятно, что заявления о коллективной ответственности – одно из средств вовлечь личность в ужасающие поступки. А когда настанет время отвечать за свои поступки, оправдание «так делали все» послужит слабой защитой.


4. «Я утверждаю свою уникальность»


Анонимность – следовательно, и безнаказанность – создает питательную почву для злоупотреблений. В Стэнфордском тюремном эксперименте Зимбардо не раз подчеркивал роль больших зеркальных очков, скрывающих лица охранников, словно маски. Если система стремится низвести личность до бездушного винтика, то далее она при помощи этого винтика может делать все, что угодно. Необходимо не только самому избавляться от негативных стереотипов, но и побуждать к этому других. Обидные прозвища и шутки – далеко не такая безобидная вещь, как кажется. Сначала мы низводим личность или группу людей на уровень неодушевленного предмета или животного, а затем начинаем оправдывать по отношению к ним любую жестокость.

“Не позволяйте другим приуменьшать вашу уникальность, помещать в какую-то категорию, в какой-то ящик, превращать вас в «винтик», в объект… Ищите точки соприкосновения с лидерами, подчеркивайте то, что вас объединяет”.

5. «Я уважаю авторитет, но не подчиняюсь несправедливой власти»

Ореол власти гипнотизирует, однако всегда полезно спросить себя, имеют ли право вышестоящие отдавать вам приказы – и что ими движет. На чем основана власть вышестоящего? Одно дело, если его авторитет зиждется на мудрости, профессионализме или впечатляющих заслугах. Другое – если перед вами выскочка, который требует подчинения, не имея на это должных оснований. Зимбардо напоминает о том, как важно оставаться мудрыми и стойкими, сопротивляясь власти, не заслуживающей уважения, – так можно избежать «бездумного повиновения самозванцам, претензии которых не совпадают с нашими интересами».


6. «Я стремлюсь к принятию в группу, но ценю собственную независимость»


Человек стремится быть частью группы, а отвержение действует на него ужасающие. Поэтому когда коллектив требует «быть как все», действовать в соответствии с его нормами, открыто разделять его ценности и убеждения, человек может легко пожертвовать частью своей индивидуальности. Но что делать, если требуемая жертва слишком высока, а сама группа – деструктивна? Зимбардо советует найти группу, которая будет поддерживать вашу независимость и разделять ваши ценности.

“Желание войти в привлекательную социальную группу иногда оказывается сильнее чар золотого кольца из «Властелина колец». Сила этого желания заставляет некоторых людей идти на все, чтобы группа их приняла, а потом еще дальше — чтобы она их не отвергла”.

7. «Я буду более бдителен к «обрамлению»


Если бы токсичные группы в открытую заявляли о своих злых намерениях, успех многих из них стремился бы к нулю. Поэтому они могут прикрывать свои истинные цели лозунгами о добре, справедливости и наказании зла. Обрамление ситуации может легко ввести нас в заблуждение. «Мы не хотим 40-процентной вероятности проигрыша X и Y, но хотим 60-процентный вероятности выигрыша Y и X», – приводит Зимбардо пример, который ясно показывает, как легко нами можно манипулировать с помощью обрамления. В таком случае на помощь вновь приходит критическое мышление – наш верный спутник и при просмотре рекламы, и при чтении новостей, и при взаимодействии с коллективом.


8. «Я отрегулирую свое восприятие времени»


Когда вы находитесь внутри деструктивной ситуации, вам может казаться, что она будет длиться вечно – но это иллюзия. Школьная травля рано или поздно оканчивается, дурной начальник покидает насиженное местечко, подходит к концу срок службы в армии. Попав в сложную ситуацию, полезно представить на своей руке перстень царя Соломона с надписью: «И это пройдет». Всегда помните о моральных нормах, на которые вы ориентировались в прошлом, и держите в уме картинку будущего.

9. «Я не стану жертвовать личными или гражданскими свободами ради иллюзии безопасности»


Нашей потребностью в безопасности легко манипулировать. Убедив в существовании угрозы и пообещав защиту, злые силы могут заставить нас делать совершенно немыслимые вещи, в том числе отказаться ради безопасности от гражданских прав и свобод. Но помните: утратив свободу, вы утратите и безопасность.


10. «Я могу сопротивляться несправедливой системе»


Ищите единомышленников – это не только придаст вам сил в отстаивании своей независимости, но и позволит все большему числу вовлеченных переходить на правильную сторону. Даже если вам кажется, что все члены группы разделяют ее деструктивные ценности, это чаще всего не так. Например, в классе, где травят ученика, есть множество школьников, которые внутренне не согласны с происходящим, но боятся выступить против, чтобы не стать следующей жертвой. Громкий голос «против» может стать именно той костяшкой, которая разрушит всю цепочку домино.


“Сопротивление одиночки система может объявить бредом и сумасшествием. Двух противников она может считать жертвами общей мании, но если вас уже трое, вы становитесь силой, и с вами придется считаться”.


«Эффект Люцифера» раскрывает глубокую зависимость человека от ситуации и системы и акцентирует внимание на том, что зависимость от ситуации велика, но не абсолютна. Любой человек — поскольку он человек, то есть наделен свободой воли и творческим мышлением — может изменить ситуацию. Для этого нужно лишь не принимать на веру чужие понятия, не считать заведомо оправданными какие бы то ни было нормы. Любая ситуация требует от человека осознанного вызова и риска.


Филип Зимбардо в своей книге дарит человечеству надежду: банальности зла каждый из нас может противопоставить банальный героизм. Не обольщаясь верой, будто плохим может быть кто угодно, только не я, не обольщаясь системами и авторитетами, зорко присматриваясь к любой ситуации, всегда сохраняя личную ответственность и соблюдая 10 правил, каждый может сохранить себя, переломить ситуацию, начать борьбу с системой. И малый бунт — тому достаточно примеров в истории — не останется втуне. Более того, это единственный действенный способ.


Конформизм губителен — именно конформизм, а не садизм или страсть к власти оказались основным источником зла. Чтобы не стать «падшим ангелом», нужно оставаться собой и не быть равнодушным.


«Для торжества зла необходимо только одно условие: чтобы хорошие люди сидели сложа руки»

Эдмунд Берк, британский государственный деятель.