работа над собой — главная инвестиция в Xxi веке
«Добро пожаловать на борт нашей компании»: как сделать систему онбординга эффективной
По данным института Гэллапа, практически каждый пятый сотрудник отмечает, что на последнем месте своей работы сталкивался с плохой системой адаптации или её отсутствием. При этом 93% сотрудников говорят, что именно от онбординга зависит их решение о продолжении работы в компании.

В переводе с английского онбординг означает «на борт». Поэтому многие HR-специалисты и руководители сравнивают его с посадкой в самолёт, когда тебя встречают приветливые стюардессы, провожают к посадочному месту и перед полётом рассказывают о правилах безопасности. Доброжелательность и чёткий инструктаж помогают даже новичку настроиться на полёт.

В любой компании верно выстроенный онбординг помогает снизить уровень стресса и познакомить с новыми правилами, обязанностями и задачами для более быстрого и комфортного включения сотрудника в команду и корпоративную культуру. Компания за более короткий срок получает новичка с высоким уровнем лояльности и заинтересованности в длительном сотрудничестве.
Кадр из фильма «Мне бы в небо»‎ (2009)
Как проходит онбординг
Основная цель онбординга — помочь новым сотрудникам стать эффективными членами команды, перестроить их навыки и умения согласно корпоративной культуре и оправдать или превзойти их ожидания. Поэтому адаптация не должна ограничиваться одним лишь знакомством с компанией и сотрудниками.

Независимо от должности, регалий и уровня профессионализма каждый сотрудник проходит определённые этапы:

  • Подготовительный, на котором готовятся рабочее место, инструктаж и план задач на несколько дней вперёд.

  • Первый рабочий день, в который представляют нового сотрудника команде, проводят экскурсию по офису, помогают решить организационные вопросы и заполнить необходимые документы.

  • Начало работы и параллельное обучение в процессе решения задач и реализации проектов.

  • Обратная связь и первые итоги, которые обычно подводят через месяц, отмечая успех сотрудника и обсуждая дальнейший план его работы и развития.

Длительность адаптации зависит от размера компании, трудоёмкости задач, технического обеспечения и сплочённости коллектива.
Кто участвует в процессе онбординга
Желательно, чтобы этим занимался не только HR-менеджер, можно выбрать наставника из руководителей отделов. Начальнику тоже целесообразно принять участие в адаптации и с первого дня наладить коммуникацию с новичком.

Задача наставника — рассказать об обязанностях, пояснить, какие навыки и критерии ценятся больше всего, показать на практике определённые моменты, избавить нового члена команды от чувства потерянности.
Кадр из фильма «Стажер»‎ (2015)
Как ускорить онбординг
По данным портала SuperJob, средний срок адаптации сотрудника на новом месте составляет около 60 дней. При этом 12% опрошенных указали период более полугода, а 5% сообщили, что так и не смогли попасть в нужный рабочий ритм. Если взять во внимание тот факт, что срок работы сотрудников в одной компании сокращается до 1 года, то у руководителя нет времени на то, чтобы растягивать период адаптации.

Сейчас этот процесс должен занимать минимум времени. Чтобы в данный период новый сотрудник не испытывал стресса и максимально комфортно влился в рабочий процесс, можно использовать некоторые инструменты и методы.


  • Пребординг
Ещё до первого рабочего дня необходимо выслать сотруднику всю информацию, которую он должен знать о компании: ссылки на сайт и соцсети; презентацию с целями и ценностями; правила внутреннего трудового распорядка; расписание рабочего дня; план корпоративных мероприятий. Также можно провести встречу с руководителями и наставником.

  • Вэлкам-пак
На раннем этапе почувствовать себя частью команды помогают приветственные подарки. Чаще всего это брендированные канцелярия, сумка, бутылка под воду. Компания Яндекс к этому набору добавляет ещё «Яндекс. Книгу» с своей историей и блокнот с советами и подсказками для новичка. Пивоваренная компания Балтика презентует пауэрбанк, а японская компания Sega — комиксы и портрет Соника. Известный в Америке провайдер DigitalOcean встречает новых сотрудников воздушным шариком, футболками, мягкими тапочками и фляжкой.

Такой знак внимания — это хорошая поддержка для новичка. У него сразу повышается лояльность к компании и её руководителям и формируется настрой на эффективную работу.

  • Наставничество
Быстрее адаптируются и лучше справляются со своими первыми задачами те сотрудники, у которых был наставник. Он помогает придерживаться нужного вектора, отвечает на все вопросы и постепенно встраивает сотрудника в корпоративную культуру компании. Также с его помощью новичку проще перестроить свои навыки и умения под требования организации.

  • Постепенное увеличение нагрузки
Любому человеку в новой компании нужно время на то, чтобы изучить всю информацию, понять, как устроены рабочие процессы. Поэтому объём задач, как и рабочий ритм, лучше наращивать постепенно. Это поможет избежать ненужных ошибок и суеты.

  • Фидбэк
Новому сотруднику нужно всегда давать оперативную обратную связь и не только по его вопросам. Чтобы понимать, что адаптация проходит правильно и мягко, нужно периодически интересоваться, справляется ли человек с объёмом задач, всё ли ему понятно, следить за его настроением и тем, как он выстраивает отношения с коллегами.

  • Новые технологии
Руководитель должен всегда следить за новыми разработками, приложениями и сервисами в сфере HR. Многие программы позволяют упростить какие-то административные процессы. Поэтому то, что можно, стоит автоматизировать.

Грамотная система адаптации уже на начальном этапе формирует у сотрудника положительное впечатление о компании. А это значит, что он будет работать эффективнее и дольше. К такому выводу пришла доктор Тайла Бауэр в результате совместного исследования с Орегонским университетом. Они опросили тысячу работников и выяснили, что 69% из них после удачного онбординга остались работать в компании минимум на 3 года.

Поэтому вложение времени и ресурсов в качественный онбординг — это инвестиция в будущее компании, благодаря которой новые сотрудники становятся не только частью команды, но и её активными участниками, готовыми принимать вызовы и достигать общих целей.
Кадр из сериала «Тед Лассо»‎ (2020—2023)